value chain что это такое
Цепочка создания ценности (Value Chain)
Статья создана: 2 апреля 2009 | Основы маркетинга
Поддерживающие виды деятельности касаются ведения всех основных видов деятельности. В более детальной модели организации каждая из девяти видов ее деятельности в свою очередь может быть конкретизирована — например, маркетинг — по его отдельным функциям: проведение маркетинговых исследований, продвижение продукта, маркетинговая разработка нового продукта и т.д. Задача заключается в проверке издержек и выходных параметров каждого из девяти видов деятельности и поиске путей их совершенствования. Путем сравнения этих данных с данными конкурентов выявляются пути завоевания конкурентных преимуществ.
Таким образом, каждый вид деятельности должен быть проанализирован под углом зрения предоставления благ потребителю и определения, в какие затраты это выливается.
Обычно цепочку создания ценности представляют в виде схемы.
Ссылки на источники:
Выше изложена цепочка создания ценности для потребителей компании. Причем, такая схема мало чем может помочь в оптимизации процессов или в повышении клиентоориентированности.
Существует «карта потока создания ценности» VSM – Value Stream Map, как один из инструментов «бережливого производства» lean production (культуры устранения потерь).
Здесь рисуют цепочку создания ценности для конечного потребителя с целью устранения всех потерь. Потери повышают потребительскую стоимость, но не создают потребительской ценности.
c&s=publishdate&sb=publishdate
описание концепции бережливого производства:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бережливое_производство
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.
Цепочка ценности для сокращения издержек
В обычной жизни мы в Sapiens Consulting www.sapcons.ru используем инструмент ЦСЦ (цепочка создания ценности) для разработки стратегий. Но сейчас он очень пригодится для «умного» снижения издержек. Я подробно расскажу, как его можно применить.
Для анализа ЦСЦ и «умного» снижения издержек вам понадобятся:
1. Перечень ценностей ваших потребителей (например, цена, наличие, скорость доставки, удобство покупки и т.д.)
ЦСЦ по своей сути и области применения чем-то похожа на CJM, Customer Journey Map. Разница в том, что CJM больше фокусируется на звеньях процесса, с которыми пользователь соприкасается непосредственно. Идея ЦСЦ в том, что потребительскую ценность, на самом деле, создают почти все процессы, даже те, которые потребителю не видны.
Внешне ЦСЦ напоминает обычный бизнес-процесс. См. пример на картинке:
Вспомогательные процессы (HR, финансы и т.д.) не участвуют непосредственным образом в ЦСЦ, и потому вынесены отдельно.
Итак, цепочка создана, затраты на каждый процесс определены. Теперь нам нужно выяснить участие каждого из процессов в создании потребительской ценности. А ведь на самом деле каждый процесс (а не только видимый потребителю) влияет на ценность. В конкретном примере производства для потребителя была крайне важна чистота сырья и готовой продукции, на что непосредственно влияли отдел закупок и производства. А вот отдел продаж, как ни удивительно, влиял на потребительскую ценность слабо, только создавая т.н. «пороговые КФУ», о чем ниже.
Далее вам нужно сопоставить ценности, создаваемые процессами, со стоимостью этих процессов. Удобнее всего сделать это в виде таблицы:
Таблица сильно упрощена для примера, но суть ясна. Мы включаем в нее все процессы, отмечаем, какие пороговые ценности и ценности преимуществ она создает, и сопоставляем со стоимостью процесса.
Сокращать издержки, даже в кризис, нужно «с умом». В первую очередь «под нож» идет все, что не создает ценности. Но и это нужно делать с осторожностью. В большинстве компаний, например, функция HR не создает самостоятельной потребительской ценности, но создание некоторых других ценностей (например, превосходного сервиса) без этой функции может быть просто невозможным.
Цепочка значений
Опубликовано 22.06.2021 · Обновлено 22.06.2021
Что такое Цепочка значений?
Цепочка создания стоимости – это бизнес-модель, описывающая весь спектр действий, необходимых для создания продукта или услуги. Для компаний, производящих товары, цепочка создания стоимости включает этапы, которые включают в себя доведение продукта от концепции до распределения, а также все, что между ними, например закупку сырья, производственные функции и маркетинговую деятельность.
Ключевые моменты
Понимание цепочек создания ценности
Краткая справка
Общая цель цепочки создания стоимости – обеспечить максимальную ценность с наименьшими затратами, чтобы создать конкурентное преимущество.
Задний план
Другими словами, важно максимизировать ценность на каждом конкретном этапе процессов фирмы.
Компоненты цепочки создания стоимости
В своей концепции цепочки создания стоимости Портер разделяет деятельность компании на две категории: «основные» и «вспомогательные», примеры которых мы перечисляем ниже.2 Конкретные виды деятельности в каждой категории будут различаться в зависимости от отрасли.
Основные виды деятельности
Основные виды деятельности состоят из пяти компонентов, и все они необходимы для добавления стоимости и создания конкурентного преимущества:
Поддержка деятельности
Роль вспомогательных мероприятий состоит в том, чтобы помочь сделать основные виды деятельности более эффективными. Когда вы повышаете эффективность любого из четырех вспомогательных действий, оно приносит пользу по крайней мере одному из пяти основных видов деятельности. Эти вспомогательные мероприятия обычно обозначаются в отчете о прибылях и убытках компании как накладные расходы :
Примеры цепочек создания стоимости
Корпорация Starbucks
Starbucks (SBUX) предлагает один из самых популярных примеров компании, которая понимает и успешно реализует концепцию цепочки создания стоимости. Существует множество статей о том, как Starbucks включает цепочку создания стоимости в свою бизнес-модель.
Торговец Джо
2. Операции. Вот пример того, как компания может творчески применить цепочку создания стоимости. В вышеупомянутом основном мероприятии номер два «переработка сырья в готовую продукцию» упоминается как «операционная» деятельность. Однако, поскольку переработка сырья не является аспектом индустрии супермаркетов, мы можем использовать операции для обозначения любой другой обычной функции продуктового магазина. Итак, давайте заменим «разработку продукта», поскольку эта операция критически важна для Trader Joe’s.
3. Исходящая логистика. Многие супермаркеты предлагают доставку на дом, а Trader Joe’s – нет. Тем не менее, здесь мы можем применить деятельность исходящей логистики для обозначения набора удобств, с которыми сталкиваются покупатели, оказавшись внутри магазина Trader Joe’s. Компания тщательно продумала, какие впечатления мы хотим получить от посещения ее магазинов.
Среди множества тактических логистических услуг Trader Joe – дегустации в магазине. Обычно одновременно проходят несколько дегустаций продуктов, которые создают оживленную атмосферу и часто совпадают с сезонами и праздниками. На дегустационных станциях представлены как новые, так и знакомые блюда, которые готовятся и обслуживаются персоналом.
4. Маркетинг и продажи. По сравнению со своими конкурентами Trader Joe’s практически не занимается традиционным маркетингом. Однако весь его опыт в магазине – это форма маркетинга. Копирайтеры компании создают этикетки для продуктов, чтобы привлечь внимание клиентов. Уникальный брендинг и инновационная культура трейдера Джо указывают на то, что компания хорошо знает своих клиентов – что ей и следует делать, поскольку фирма фактически выбрала тот тип клиентов, которого она предпочитает, и не отклоняется от этой модели.
Благодаря косвенному маркетингу стиля и имиджа Trader Joe’s удалось выделиться на рынке, тем самым усилив свои конкурентные преимущества.
Этот список можно продолжать и продолжать, прежде чем он дойдет до четырех упомянутых выше вспомогательных мероприятий, поскольку Trader Joe’s является чрезвычайно успешным примером применения теории цепочки создания стоимости в своем бизнесе.
Цепочка ценности
Общая ценность, которую фирма обеспечивает своим клиентам, измеряется общей выручкой, то есть количеством реализованных единиц и назначенной ценой. Цель каждой стратегии заключается в создании общей ценности, превышающей общие издержки, то есть максимизации общей маржи. Ценность и, соответственно, маржу создают стратегические важные виды деятельности, которые используют входящие материалы, человеческие ресурсы и технологии для выполнения своей функции. На каждом этапе результатом деятельности выступает информация (например, количество произведённых заказов), показатели производительности и брака, а также финансовые показатели. Все этапы деятельности компании подразделяются на основные и вспомогательные.
Содержание
Основные виды деятельности
В большинстве компаний, вне зависимости от того, в какой отрасли она работает, присутствуют пять групп основных видов деятельности:
В зависимости от специфики деятельности компании одна или несколько групп могут представлять большую значимость по сравнению с остальными. Для транспортной компании значение логистических операций намного выше, чем, например, производства, в то время как для производственного предприятия всё может быть наоборот. Тем не менее в каждой компании присутствуют элементы всех основных категорий деятельности.
Вспомогательные виды деятельности
Вспомогательные виды деятельности отличаются от основных тем, что они обеспечивают деятельность одного или нескольких основных этапов, не работают непосредственно над продуктом и не взаимодействуют с клиентами. Выделяют четыре категории вспомогательных видов деятельности:
Применение цепочки ценности
Следует использовать полный анализ цепочки ценности, а не ограничиваться сравнением маржи с конкурентами, поскольку цепочка ценности позволяет выявить и работать над основными источниками издержек, а также определить возможность создания дифференциации за счёт одного или нескольких этапов.
Цепочка ценности является одним из основных инструментов для определения конкурентного преимущества компании с целью разработки конкурентной стратегии, а также помогает выстроить организационную систему компании в соответствии с её долгосрочной стратегией. Смежные виды деятельности внутри организации должны быть объединены в отделы, так как в таком случае снижаются издержки координации. Способность организовать части компании в соответствии с видами деятельности из цепочки ценности выступает важным конкурентным преимуществом, которое непосредственно влияет на успешность реализации стратегии.
Value chain что это такое
Автором цепочки ценности является известный американский экономист Майкл Портер, который впервые предложил подобный инструмент для анализа в 1985 году, однако с того момент актуальность данный метод не потерял.
Портер предполагал, что конкурентное преимущество возникает там, где результат выполнения стратегически важных видов деятельности лучше, чем у конкурентов, однако для определения таких точек необходимо полностью понять, как наша фирма функционирует. Для это придется определить структуру, этапы и виды деятельности, которые осуществляет компания и проходит товар до того, как попасть к конечному покупателю. Цепочка ценности разделяет всю деятельность компании на последовательность подобных стадий, что позволяет более точно исследовать каждую из них.
В итоге дробления бизнеса на последовательность неких процессов мы получаем цепочку создания ценности, в рамках которой формируется полезность и стоимость продукта, при этом результат нашей деятельности и совокупная ценность выражаются полученной выручкой. Пройдясь по каждой из стадий цепочки ценности, появляется возможность анализа структуры формирования цен или обнаружения возможных потерь, что позволяет оптимизировать такую цепочку и получить некое конкурентное преимущество.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое цепочка ценности (Value chain) и зачем она нужна?
Компании производителей стараются покупать ресурсы для создания продуктов питания или вещей. После получения товара они максимально адекватно увеличивают ценность товара, а только потом совершают поставки в магазины, или продают самостоятельно через свои магазины. Сначала ценности в виде простых ресурсов поступают на завод, а производители запускают процесс улучшения и создания продуктов. Очистки, обработки, другие дополнительные улучшения и распределения с последующими значительными изменениями и соединениями с другими реагентами.
В инвестиционном плане такие цепочки анализируются инвесторами на фондовом рынке. Чем разумней и выгодней подобная цепочка в компании, тем больше прибыли она может принести инвесторам. Для этого есть открытые отчеты и планы компании.
Например, бизнес цепочка по расширению. Выглядеть она может следующим образом! Компания в 2021 году тратит много денег на строительство новых объектов, а в 2022 году они начинают работать и приносить прибыль. Это простая цепочка, но она покажет что в 2021 году уйдет много денег и акции компании будут находиться в возможной просадке. Это хорошая возможность инвесторов купить акции до их роста с увеличенной доходностью компании в следующем года. Такая цепочка показывает что в будущем доходность компании увеличится, как и ее общая капитализации. Как и в общем цены на акции с дивидендами.
Любая цепочка имеет свой логический конец. Потребители покупают накрученный товар и пользуются им уменьшая стоимость товара до нуля. А компании и производители наоборот увеличивают эту стоимость. Инвесторам важно смотреть какая компания работает лучше и грамотней расставляет приоритеты.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое цепочка ценности (Value chain) и зачем она нужна?
Достижения в области технологий облегчили компаниям использование эффекта масштаба и быстрое реагирование на меняющиеся предпочтения потребителей.
Цель большинства компаний получить конкурентное преимущество на рынке за счет увеличения стоимости и снижения затрат.
Цепочка создания ценности представляет этапы производства в виде упорядоченной последовательности действий, которые создают ценности, потребляют ресурсы и связаны между собой в процессах.
При создании цепочки ценности определяется последовательность процессов и действий, создающих продукт или услугу. При этом каждый шаг последовательности строится на предыдущих и вносит свой вклад в результат.
Цепочки ценности помогают разделить все виды деятельности, связанные с производством товара или услуги, и понять области экономии и дифференциации затрат.
С помощью цепочки можно оптимизировать усилия, устранить потери и повысить прибыльность. Они помогают получить полезную информацию, которая принесет большую пользу конечному потребителю.
Например, можно обнаружить, что дочерняя фирма может производить продукт с меньшими затратами. В таком случае компания должна передать производство продукции дочерней фирме. Более низкая стоимость переносится на потребителя в виде более низких цен, что может помочь дифференцировать продукт на рынке и достичь конкурентного преимущества.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое цепочка ценности (Value chain)?
Цепочка ценности может состоять из нескольких этапов жизненного цикла продукта или услуги, последовательно описывая все этапы начиная от исследования и разработки до реализации. Эта концепция была разработана профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером в его книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание высоких результатов».
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Анализ цепочки ценностей может выступать как основной инструмент для управления всем бизнесом и позволяет определить какие действия приносят пользу бизнес деятельности, а какие нет. Сама идея заключается в разделении всей деятельности на отдельные действия, и определить ценность каждого действия и их общей вклад в общую ценность продукта.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое цепочка ценности (Value chain)?
— вспомогательные виды деятельности включают корпоративную инфраструктуру, управление человеческими ресурсами, технологическое развитие и логистику.
— основными видами деятельности являются закупки, маркетинг, продажи и производство.
В дополнение к совершенствованию и оптимизации управления, совершенствованию маркетинга, продаж и производства, можно создавать синергетические эффекты и увеличивать добавленную стоимость с помощью таких процессов, как сотрудничество с поставщиками, путем разработки систем входящей логистики, которые позволяют компаниям и поставщикам извлекать выгоду друг от друга.
Концепция «цепочка ценности» была впервые сформулирована Портером в его книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходной производительности» (Porter 1985).
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое цепочка ценности (Value chain)?
Рыночная ценность определяется в первую очередь логическим путем, посредством выстроенной линейной цепочки формирования ценности, в которую входят стратегические важные составляющие функционирования компании. В подавляющем большинстве компаний, занимающихся различными направлениями коммерческой деятельности, выделяют несколько групп основных видов деятельности: логистика закупок и продаж, производство, маркетинг и продажи, а так же пятую, процессы, в которую входят обслуживание, сервис и управление. Используя по собственному усмотрению необходимые ресурсы, компания потребляет входящие исходные материалы и технологии для реализации собственной концепции и функции. При этом, каждый из составляющих этого цикла участвует в создании ценности, но требует определенного рода затрат. Основной целью, в долгосрочной перспективе для компании, является то обстоятельство, при котором создается ценность, которая бы в итоговом значении превышала бы возникающие издержки при ее формировании. В связи с тем, что ценность, которую компания предоставляет собственным потребителям продукции определяется денежной выручкой, рассчитываемой исходя из объемов потребления, то ценность компании, во многом формируется возможностью к предоставлению валовой потребности текущего рынка и стоимостью за единицу товарной продукции. Следуя по цепочке определяющей ценность, тщательно изучая структурные характеристики формирования стоимости и структуру издержек, воздействующих на цену, можно идентифицировать реальные и возможные, то есть не реализованные источники формирования ценности и вероятные методы сокращения финансовых издержек.