via ferrata что такое
Еще раз о виа-феррата: железные маршруты для тех, кто любит горы
В переводе с итальянского виа-феррата (via Ferrata) означает «железная тропа». По сути это один из видов альпинизма, правда сами апологеты этого вида спорта и образа жизни с презрением относятся к маршрутам со стационарно закрепленными в скалах страховочными тросами, металлическими скобами, тросовыми переправами и мостиками, делающими передвижение по, на первый взгляд, неприступной скале доступными даже для тех, кто никогда не пробовал себя в роли скалолаза. Все эти страховочные системы, как правило, сделаны из железа – отсюда и название.
Началось все с альпийских пастухов и жителей гор, которые, как могли, укрепляли тропы и ходы в скалах. Официально самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 г. в австрийском горном массиве Дахштайн. В Италии, во время 1-й Мировой войны, боевые действия против австрийцев велись в Доломитовых Альпах – горах, зачастую, неприступных. Для ведения боевых действий нужны были надежные ходы сообщения – в скалы вбивались металлические скобы, крепились железные тросы и лестницы. Именно оттуда пошло и название – «виа-феррата», железная дорога.
Мое первое знакомство с виа-феррата состоялось несколько лет назад в Валь Гардене – одной из долин итальянских Доломитовых Альп. Правда, тогда я не знал, что это именно виа-феррата, и к встрече с ней был, как я сейчас понимаю, категорически не готов. Посудите сами: без шлема, без страховочной системы и тому подобных прибамбасов, из «правильного» снаряжения – только трекинговые палки, которые, надо сказать, на виа-феррате абсолютно бесполезны.
Было это летом, моей целью был подъем на Сечеду – гору высотой 2500 м, очень известную и популярную у горнолыжников. Правда, если трассы на Сечеде проложены по относительно ровному и пологому восточному склону, который смотрит в сторону поселка Сельва-ди-Валь-Гардена и горного массива Селла, то западный склон Сечеды абсолютно иной и больше похож на неприступную стену с каменными бастионами.
Начинать подъем лучше из поселка Ортизеи (С.-Ульрих). Если лень идти пешком по пологому дну долины Анны (т.е. по горнолыжной трассе La Longia), то можно подняться в кабине канатной дороги до станции пересадки в вагон фуникулера на Сечеду, а затем по указателям идти в сторону приюта Bredles (Brogleshuette) на высоте 2045 м.
Отсюда – по горной тропе – двигаться к виа-феррате Panascharte: от приюта маршрут в скалах уже хорошо виден.
Извилистая тропа выводит к расщелине в скале – именно здесь в камни вбиты скобы, провешен железный трос и проложены бревна с вырубленными в них ступеньками.
В принципе, ничего особенно опасного здесь нет – маршрут, скорее, для начинающих, очень популярный у пенсионеров и молодых семей с маленькими детьми. Но с непривычки окрестные виды на Доломиты и горную группу Гайслер завораживают – панорамы с этой стороны Сечеды совершенно иные, нежели с традиционной «горнолыжной» точки.
После виа-ферраты подъем идет по укрепленной бревнами «сыпухе» и выводит наверх, на высоту 2432 м. Еще 15-20 минут ходьбы по ковру из альпийских трав и цветов до верхней станции канатной дороги – и можно ехать вниз.
Если, конечно, совсем не осталось сил и времени прогуляться по 10-километровой La Longia – самой протяженной горнолыжной трассе в Южном Тироле.
Более серьезное знакомство с виа-ферратой у меня состоялось в австрийском Тироле, на горе Китцбюэлер Хорн. Именно там мне дали каску, страховочную обвязку, карабины с компенсаторами, научили всем этим пользоваться и ознакомили с градацией сложности виа-ферраты, или, по-немецки, клеттерштайгом (Klettersteig). Как я понял, самое главное – быть постоянно прицепленным к тросу хотя бы одним карабином (и как я невредимым залез на Сечеду. ).
От станции канатной дороги Harschbichl до местной виа-ферраты всего 20 минут пешком – в направлении вершины c ретрансляционной антенной на самой макушке (австрийцы шутят, что это – единственная в Австрии «ракета»).
«Железных маршрутов» на Китцбюэлер Хорне целых два – учебный и основной. Первый, протяженностью всего лишь 100 м, находится на высоте 1700 м, имеет начальную сложность A, A/B и лишь несколько метров B/C (по австрийской классификации A-F).
Основной маршрут на самый верх начинается чуть выше, на высоте 1850 м и имеет общую сложность С. Судя по указателям, добраться до вершины (1996 м) можно всего за 1 час.
С Китцбюэлер Хорна открываются замечательные виды на Китцбюэльские Альпы и горный массив Кайзер. Спуститься вниз можно как на подъемнике, так и прогулявшись пешком по грунтовой дороге до городка Санкт-Йоханн-ин-Тироль.
Но есть «железные тропы» очень высокого уровня сложности, хотя они все же считаются любительскими. Про одну из них прошлым летом очень здорово написал serge fly.
В марте этого года мне довелось увидеть (зимой виа-феррата закрыта) лишь самую верхнюю часть – лестницу с «оборотом» в 540 градусов. Все остальное рассмотреть не удалось – даже из окна подъемника на Гемми.
Еще один пример сложной виа-ферраты – скалы массива Пале ди Сан Мартино, в итальянской провинции Трентино.
Если Доломиты – одни из самых красивых гор в Европе (если не в мире), то массив Пале – один из самых красивых в Доломитовых Альпах. Вообще Доломиты считаются чуть ли не полигоном для «железных» маршрутов, но виа-феррата в горах Сан-Мартино – одна из самых сложных: некоторые участки имеют категорию D и E.
В России широко известен пока всего один «железный» маршрут – в районе Красной Поляны. Длина его составляет 1000 м, перепад высот – 200 м. Заявленная стоимость – 5000 руб., в эту цену входят прокат снаряжения, экспедиционный транспорт, спортивное питание, работа гидов, входная плата на территорию Национального Парка. Маршрут интересен не только с технической точки зрения. Скальный путь проходит сквозь небольшую пещеру, образованную карстовыми породами. Стартуете Вы с ущелья реки Агура, а финишируете на Орлиных скалах, откуда открывается вид на три водопада, гору Ахун, гору Фишт, там же находится статуя Прометея (по легенде прикованного именно к этим Орлиным скалам).
Какие опасности могут ждать тех, кто решился отправиться покорять виа-феррату (по данным сайта mountain.ru)?
1. Находиться в грозу на таком участке равносильно самоубийству, поскольку железо – проводник электричества. Необходимо незамедлительно покинуть страховочный участок.
2. Обгон идущего, а также встречное движение. Связано это с необходимостью отстегивания карабинов от троса, чего делать ни в коем случае нельзя.
3. Несоблюдение безопасного расстояния между идущими друг за другом – основная причина несчастных случаев на таких участках: срыв одного «ферратиста» влечёт за собой срыв идущего за ним. Между двумя крепежами троса должен находиться всегда только один человек. Это правило необходимо соблюдать также и на горизонтально-диагональных участках (из-за возможного маятникообразного раскачивания сорвавшегося).
4. Падение камней. Для защиты служит каска.
5. Ранение не только рук, но и других частей тела распустившимися жилами троса. Избежать ранений помогут перчатки + внимательность.
6. Разорванные (от коррозии или вследствие ударов молний) тросы. В любом случае перед навешиванием карабина на трос рекомендуется «опробирование» последнего сильным натяжением рукой.
7. Участки троса, изолированные изолентой. Сделано с самыми добрыми намерениями (закрыть торчащие рваные жилы троса), однако под изоляцией собирается влага, разъедающая трос.
Что такое виа феррата: техника, снаряжение и маршрут
Любите горы, активный образ жизни и хотите, чтобы отпуск запомнился на всю жизнь? Прохождение виа ферраты стоит положить в копилку ярких впечатлений. Вам предстоит преодолеть преграды и подняться на вершину, где вы ощутите себя покорителем мира. На Курорте Красная Поляна открыто сразу два маршрута виа ферраты. Они приведут вас к одной из самых живописных обзорных площадок Кавказских гор — вершине Черная Пирамида. Но обо всем по порядку — разбираемся, чем виа феррата отличается от альпинизма и рассказываем, как подготовиться к восхождению.
Что такое виа феррата
Название «виа феррата» ( via ferratе ) пришло из итальянского языка и дословно означает «железная тропа». Это скальный участок, оборудованный страховочным тросом и приспособлениями, облегчающими передвижение по сложному рельефу. Это могут быть небольшие ступени-скобы, металлические штыри, лестницы или навесные мосты.
Виа феррату часто путают с альпинизмом, но их объединяет только восхождение к вершине. Это относительно простой вид спорта, требующий минимального количества опыта и знаний. Туристические маршруты прокладывают, как правило, не очень высоко: от 1500 до 3000 метров над уровнем моря, поэтому они открыты практически для всех желающих, даже детей от 10 лет.
Альпинизм же предполагает восхождение на вершины больших высот — от 3000 до 5000 метров. У спортсмена должна быть хорошая физическая подготовка и комплексные знания о поведении в горах, ведь на пути встречается большое количество препятствий помимо скал: снег, лавины и ледники.
Как подготовиться к восхождению: снаряжение
Несмотря на то, что виа феррата — это несложный вид спорта, он требует предварительной подготовки. Главную роль здесь играет правильно подобранное снаряжение. На Курорте Красная Поляна страховочное снаряжение (веревки, амортизаторы рывка, карабины для каната) и защитное оборудование (каска, перчатки) выдаются на старте маршрутов, а вам остается лишь позаботиться об одежде, обуви и защите от солнца:
• удобная одежда — подойдет свободный спортивный костюм;
• спортивная обувь — важно, чтобы обувь была закрытой, а подошва — достаточно жесткой;
• защита от солнца — в горах на высоте 1000-2000 метров излучение довольно интенсивное, поэтому не забудьте взять с собой SPF-крем и надеть солнцезащитные очки.
Переживать о походной аптечке на виа феррате курорта не стоит: у подножия вершины Черная Пирамида постоянно находится спасательная служба, сотрудники которой обучены оказывать первую помощь. Но если вы прослушали внимательно инструктаж, соблюдаете все правила поведения на маршруте и экипированы защитой — все пройдет отлично!
Техника движения на участках
Маршруты виа ферраты проходят по горному рельефу с отвесным участками. За безопасность отвечает страховочная система и защитные приспособления, но для комфортного прохождения виа ферраты учтите и следующие правила:
• выходить на маршруты разрешено только в свободной спортивной одежде и в подходящей обуви: кроссовках, кедах, трекинговых сандалиях;
• перед началом движения убедитесь, что предыдущий посетитель отстегнулся от необходимого вам участка страховки;
• при прохождении маршрута к перильной веревке должны быть пристегнуты два карабина;
• при переходе с одного участка на другой один из двух карабинов должен быть всегда пристегнут к перильной веревке;
• на одном участке страховки должен находиться только один посетитель;
• если во время движения по маршруту вниз вы встречаетесь с посетителем, который поднимается, вы обязаны остановиться и пропустить его и только потом продолжить движение.
• выходить на маршруты в нетрезвом состоянии;
• отвлекаться на разговор по телефону во время инструктажа или движения по маршруту;
• снимать снаряжение во время нахождения на маршруте;
• выходить на маршруты людям с недостаточной физической подготовкой или имеющим медицинские противопоказания.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В переводе с итальянского языка словосочетание via ferrata можно буквально перевести как тропа из железа. Виа Феррата (via ferrata) – это такой скальный участок, который оборудован страховочным тросом. А тот, в свою очередь, закреплен вдоль всего маршрута специальными металлическими штырьками. Если же путешественникам предстоит подъем по крутым горным склонам, то в скалы в таком случае вмонтированы специальные скобы, за которые можно держаться руками или наступать ногами.
Такая система, как Виа Феррата (via ferrata) делает доступным даже подъем на такие крутые скалы, на которые восхождение кажется нереальным. Так что Виа Феррата – это отличный способ попробовать в себя в роли настоящего скалолаза, покоряющего неприступные ранее горные вершины. При этом каждый турист подстраховывает себя при помощи универсальной системы страховки, которая включает в себя динамическую веревку или стропы, специальные карабины и амортизатор рывка.
Самая первая Виа Феррата (via ferrata) была сооружена в Австрии. Позже примеру Австрии последовала Германия и Италия. Существует два вида таких «железных троп». Это альпийские виа ферраты и спортивные. Первый тип феррат доступен для большинства желающих покорить крутые скалы. А спортивные ферраты рассчитаны на спортсменов, имеющих достаточно высокий уровень подготовки в скалолазании.
С каждым годом количество подобных трасс растет. Пользование виа ферратами в Европе – бесплатное, кроме некоторых сложных спортивных маршрутов. На большинстве экскурсий можно взять специальное снаряжение напрокат.
На вид развлечение кажется небезопасным, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что более надежного пути по скалам, сквозь каньоны, над ущельями и бурлящими горными реками вы не найдете. Закрепляющие тросы анкеры накрепко вмонтированы в скалу, а система специальных страховок держит ферратиста надежно и нежно, как руки матери — младенца.
2 июня в 2012 году в Крыму открывается уникальный туристический маршрут – «Via Ferrata».
Туристический маршрут «Via Ferrata» будет располагаться в Крыму возле известных скал Грифона, которые находятся возле «Сказочной долины» в Симферополе. На туристическом маршруте будет работать инструктор, который объяснит правила поведения на «Железной тропе» и преподаст основы поведения в горах. Есть туристические трассы для новичков и профессионалов, которые захотят устроить прогулку в горах, если путешествия по тропе было мало.
Власти Крыма потратили около 20 миллионов на новый туристический объект. Показываю Виа Феррата
Если честно, я думал, меня сложно чем-то удивить в Севастополе, ведь за несколько поездок сюда я проехал тут все вдоль и поперек, поэтому с большим интересом узнал о существовании нового «развлечения» для туристов, на которое власти города потратили около 20 миллионов рублей.
Ни для кого не секрет, что Крым — это место не только для пляжного отдыха, но и для активного туризма. Еще в 2015 вокруг города был организован маршрут Большая Севастопольская Тропа. Это не какой-то древний путь, а просто туристическая тропа по самым живописным видам и интересным достопримечательностям окрестностей.
В 2018 году был открыт еще интересный маршрут, который входит в БСТ — это Виа Феррата на горе Ильяс-Кая, который представляет собой оборудованный скальный маршрут. В Европе очень много подобных маршрутов, а вот в России — мало, да ещё и маленькие. Сеть маршрутов в Севастополе самая длинная и красивая в стране.
Изначально эти места были доступны для прохода только профессиональным альпинистам, у которых есть специальное оборудование и навыки прохождения.
Власти Севастополя обратились к альпинистам, чтобы те сделали эти маршруты доступными для практически любых туристов.
Для этого все маршруты снабдили специальными стальными тросами, к которому нужно пристегиваться во время прогулок.
В сложных местах установлены специальные металлические ступеньки. Для этого высверливали отверстия в скалах и вклеивали туда скобы.
А также местами приходилось выдалбливать уступы-тропинки, чтобы можно было легко пройти.
Сейчас доступно 7 маршрутов разной степени сложности (их видно в картинке в начале поста). За подготовку каждого из маршрутов отдали от 2.5 до 4 миллионов рублей. Каждые три месяца он проходит поверки безопасности.
Прохождение маршрутов абсолютно бесплатно, но нужно взять в аренду оборудование для крепления к тросу и каску (без них я бы идти сюда не советовал), это стоит порядка 1000 рублей. Ну а самые неуверенные в себе могут еще нанять инструктора-гида
Когда поднимаешься по маршрутам, взору открывается вот такая красота. Как считаете, хорошее вложение для привлечения туристов?
О моих актуальных поездках и приключениях можно узнать из инстаграма www.instagram.com/bepowerback/
Комментарии 255
С видом на Ласпинскую бухту. 🙂
О, как раз думали с супругой по горам полазить. А то весь Севастополь уже изучили )
Те, кто говорят, что город мало изменился — мягко говоря звездоболы. Начиная с 2012 года, бываем в нем 3-6 раз в год. Кстати, уже в 12 на стелле при въезде краской было написано «Севастополь — русский город» )
Разница с 14 года — огромная. Да, есть косяки с вырубкой или долгостроем (сроки постройки одной «объездной» чего стоят), но в целом город меняется разительно.
Отлично, что помимо исторических объектов, теперь можно и по «природе» пройтись.
Крым вообще живописное место, если говорить о ЮБК, непонятно почему Украина не хотела вкладывать в него деньги, наверное проще было брать взятки и закрывать глаза на самозахват земли и последующее строительство на нём. Брать деньги, за пляжи и тропы. А ведь можно де сделать отдых не зуже Турции
А вот сейчас Крым цветет и пахнет … (Сарказм)
Цветет и пахнет, прокатись посмотри, почувствуй разницу
Он её специально не увидит, ибо стрёмно признавать😅
Так хохлы в этом никогда не признаються, они докатились до тогО, есть персонажи, которые орут что Украина лучше России живет теперь
здорово!
феррата популярна в альпийских странах, а у нас в Польше ни одной нет.
вместо этого народ лазает держась руками за железные цепи, без дополнительной страховки
Не увидел 20 млн р, где они?
Лазил там, очень понравилось.
Геи на скалах не нужны, но вот маршрутов явно мало в рамках всей страны, ведь ферраты дают возможность ощутить себя немного альпинистом при минимуме затрат по времени и физ. ресурсам, и побывать там, куда не забрался бы без них.
Это была моя немного злобная шутка, но я оценил Ваш позитив ))). В любом случее, с люди без негатива вызывают симпатию. Удачи Вам!
Да и вообще, судя по вашей фейковой анкете-пустешке, вчера открытой вместо другой такой же заблоченной, вы сетевой тролляра. Идейный или на прикорме — выяснять не будем, ибо не интересен.
Мне все равно что вы думаете обо мне и моей анкете. Именно потому она так и заполнена.
Да и вообще, судя по вашей фейковой анкете-пустешке, вчера открытой вместо другой такой же заблоченной, вы сетевой тролляра. Идейный или на прикорме — выяснять не будем, ибо не интересен.
Да он явно агрессор, опять заблочили этого чела.
Да, люди были очень рады. А крымские татары, первые в очереди давились паспорта российские получали, так чтобы вы понимали.
А вообще, надоели уже тролли с незалежной, то под фейковыми фото то под пустыми как у вас анкетами, туфту вбрасывают разную
Не люблю общаться с тупыми людьми с «самой духовной». Прощайте