vivino что это такое

Интервью с создателем Vivino: почему сомелье ненавидят популярный винный сканер

Хайни Захариассен, сооснователь приложения Vivino, изменившего мировую схему потребления вина, выступил на Simple Congress в Москве. Алкогольный эксперт «Афиши Daily» Антон Обрезчиков поговорил с ним о том, как самое популярное в мире приложение (32 млн пользователей, 10 млн вин в базе) объединяет людей страстью к сканированию винных этикеток.

— Когда Vivino только начиналось (в 2010 году. — Прим. ред.), мир был совсем другим: хипстеры на подъеме, эйфория по поводу соцсетей и так далее. Скажите, вы правда собирались быть соцсетью?

— На самом деле, социальная часть нашей сети получилась не такая уж большая, как это кажется. У нас есть, конечно, элементы соцсети, но не это является главным. Люди используют нас как элемент принятия решения о покупке вина и в гораздо меньшей степени — как социальную платформу, и это большой сюрприз для нас, мы думали, что эта часть приложения будет куда более значимой. И мы никогда не росли как Snapchat, но все равное растем, сейчас у нас 20 000 новых пользователей каждый день.

— Как выглядит, c вашей точки зрения, среднестатистический пользователь Vivino?

— Когда мы стартовали, на рынке уже было 600 приложений для любителей вина, но мы отличались тем, что хотели сделать приложение не для винных гиков. Ядро наших пользователей — это обычный среднестатистический потребитель вина, хотя есть и региональные отличия. В США это чуть более люксовый сегмент, а во Франции, как и в других «винных» странах, это вообще все покупатели вина, но особенность заключается в том, что здесь в основном речь идет не о топовой категории вин, не о тех, которые идут на экспорт, речь идет об обычных, «повседневных» винах, которые выпиваются на внутреннем рынке. В России, я думаю, все тоже по-своему. Здесь потребитель моложе. В Штатах, наоборот, он старше и богаче, это люди ближе к пятидесяти. Сегодня у меня, кстати, встреча с русским клубом Vivino.

— Я неплохо знаю членов русского клуба Vivino, кстати, на днях его президенту как раз исполнилось пятьдесят, и я думаю, что основному количеству членов этого клуба на самом деле как минимум за сорок…

— Забавно. Честно говоря, я не очень уверен по поводу демографии…. Как вы теперь знаете. Главное, что все эти люди любят вино, это важно (смеется).

— А ваши персональные вкусы — как они изменились, с тех пор как вы стали заниматься приложением?

— Я начал с очень агрессивных австралийских ширазов и очень любил их. Сегодня я скорее люблю калифорнийские каберне и новосветские пино-нуары, более полнотелые вина.

— Ваше приложение не первая популярная система рейтингов для вина, есть стобалльная шкала у Роберта Паркера и журнала Wine Spectator, есть двадцатибалльная, принятая у некоторых европейских критиков, все они были общеприняты в мире любителей вина до появления Vivino. Справедливо ли сказать, что, уменьшая систему оценки до пятибалльной, мы получаем меньшую точность оценки? Что мы теряем?

— Я думаю, немного. Мы переходим на шкалу оценки, которой пользуются все — Google, Apple, вообще все. Это важно. Стоит понимать при этом, что скорее мы переходим с двадцатибалльной шкалы на пятибалльную, но также у нас можно выставлять оценки до десятых. Если же мы говорим о стобалльной шкале оценки вина, то, как вы знаете, на самом деле она начинается с пятидесяти, при этом все те вина, которые действительно можно пить, — у них оценка начинается, как правило, с 80. Но вот что важно, так это объем оценок: у Wine Spectator 20 тыс. читателей в год, у нас 100 тыс. в день. Совсем другие пропорции, правда?

— Извините, у меня для вас сюрприз. Мне кажется вы должны это попробовать (на столe появляется бутылка недорогого и очень популярного в России вина абхазского производства).

— Да, я только что посмотрел, у него оценка 3,9, оно на пятом месте среди самых сканируемых русских вин. Это же сладкое вино?

— Полусладкое, из сорта «изабелла», оно сделано в Абхазии, где сложно делать нормальное вино: там субтропический климат, который подходит для цитрусовых, поэтому вполне возможно, что это балк (вино, поставляемое из какой-либо винодельческой страны наливом), скорее всего — из Молдавии…

— Вау. Пахнет жевательной резинкой…

— 3,9 — это 90 баллов по Паркеру, многие дорогие и престижные вина из известных аппелласьонов имеют такую же оценку. Как так получается?

— У меня нет действительно хорошего ответа для вас, я бы не хотел обвинять кого-либо за его предпочтения. Мы просто коммуникационная платформа, которая отражает то, что нравится людям. Это уже не первый раз, когда я сталкиваюсь с хорошими оценками для вин такой категории…

— О, простите, я чувствую этот аромат, хотя между нами расстояние примерно метра два…

— Да… Вы знаете, есть много вин примерно такого же уровня из сорта «мускат», если вы посмотрите на их качество и их оценку, вы будете очень сильно удивлены. Но, на самом деле, их качество примерно соответствует их цене, а их секрет заключается в том, что они очень ароматные. Сколько это стоит? 15 долларов, как-то так, наверное?

— 400 рублей по акции в продуктовом дискаунтере, 9–10 долларов, как-то так.

— Это нормально, у нас есть много вин по 9 долларов с оценками 3,9, хотя, по-моему, его следовало бы оценить на 3,2, но мне не хотелось бы обвинять людей. Что там пишут в комментариях? Кто-нибудь говорит, что это ужасно?

— Да нет, пишут, что это прекрасное вино для встреч с друзьями…

— Конечно, оно не должно быть так оценено, обсужу это с моими русскими друзьями сегодня.

— Vivino может что-нибудь сделать для того, чтобы люди перестали пить такие вина, или это не его миссия, поскольку оно просто комьюнити и приложение?

— Конечно, да, мы просто комьюнити, и, конечно, да, мы должны уважать вкусы членов нашего комьюнити. Но на самом деле, нужно понимать, что для большинства пользователей, поставивших высокие оценки этому вину, оно останется просто стартовым вариантом, началом знакомства с миром вина, и со временем они начнут пить что-то более изысканное, как это произошло со мной, начинавшим с тяжелых и не очень дорогих австралийских ширазов.

— Знаете ли вы, что сомелье в ресторанах вас просто ненавидят, поскольку многих из них вы фактически лишаете работы?

— У нас всегда был этот вызов, но тут есть несколько моментов. Во-первых, далеко не все рестораны с вином имеют сомелье, я думаю, речь может идти лишь о самом люксовом сегменте. Вот что, я думаю, сомелье должны делать —использовать приложение, чтобы понимать, какие вина имеют оценку 3,5, и предлагать людям гораздо более лучшие вина.

— Очень четко видно, как ваше приложение изменило привычки при покупке в HoReCa, — например, винных баров без сомелье стало гораздо больше. А что изменилось в режиме домашнего потребления?

— Десять лет назад, когда вы приходили за вином в супермаркет, некоторые вина могли оказаться нормальными, а некоторые нет. Мне кажется, что сегодня хороших супермаркетных вин стало гораздо больше, в том числе благодаря нам.

— Есть ли примеры, когда целые винные регионы или стили выстрелили благодаря Vivino?

— Скорее мы сделали известными какие-то небольшие винодельни, причем по всему миру — во Франции, Испании, Италии, у которых иначе бы вообще не было шансов пробиться на рынок или быть замеченными рейтингами Wine Spectator или такими критиками, как Роберт Паркер, но их заметили потребители и сделали их популярными. Или, например, благодаря Vivino пользователи узнали, что в Китае, оказывается, есть хорошее вино. Хотя и плохое, конечно, там тоже есть.

— А новые винные категории, такие как оранжевые вина, натуральные вина, их возрастающая популярность как-то отражается приложением?

— У нас нет сортировки по таким особенным категориям, мы не можем вычленить, например, оранжевые вина или кошерные, мы можем следить за этим лишь по конкретным винам, которые выходят в лидеры в обычных категориях, красные, белые, по странам, но я хочу сказать, что оранжевые или натуральные — все это очень небольшая часть рынка.

— Сильно ли отличаются винные предпочтения в разных странах, в разных регионах в пределах одной страны, у вас есть глобальное понимание процесса?

— Конечно, мы анализируем это постоянно. Например, в США, в каждом штате, за исключением Вашингтона и Орегона, на первом месте по популярности калифорнийские вина. Восточное побережье больше ценит французские вина, чем Западное — ведь у тех есть Калифорния. Если вас интересуют какие-то особенные моменты по потреблению вина во всем мире, например, если вы пишете про португальские вина и вам нужно понимать, какие португальские вина популярны в России, — мы можете найти у нас такую информацию.

— Вы из IT, как вы себя чувствуете в довольно закрытом и специфическом винном мире?

— Да, я из IT, и когда я начинал работать над приложением, я сразу же понимал, что я не хочу стать винным экспертом, я просто хочу написать приложение, которое бы помогало ориентироваться такому же простому потребителю, как я, у винной полки в супермаркете. Конечно, я узнал о вине немного больше с тех пор, мне нравится эта индустрия, помогать ей в технологическом смысле, становиться более прикольной — это удивительное чувство.

— С кем проще говорить — с айтишником или с винным человеком?

— Я думаю, что для меня теперь одинаково просто общаться и с теми и с другими, но с технарями все-таки немного проще.

— А винные люди из России, почему вам было важно поговорить с ними?

— Я никогда не был здесь, хотя у нас здесь очень большая база — около миллиона скачиваний, это девятое или десятое место, и мне было интересно посмотреть на все это лично, рассказать о Vivino.

Источник

Основатель сервиса Vivino: «С какой стати я должен прочесть десять книг о вине?»

vivino что это такое. Смотреть фото vivino что это такое. Смотреть картинку vivino что это такое. Картинка про vivino что это такое. Фото vivino что это такое

46-летний датчанин Хайни Захариассен, прихлебывая кофе, с энтузиазмом рассказывает о последнем рок-концерте в Сан-Франциско. «Люблю старый рок! Def Leppard — мои кумиры». Он родом с Фарерских островов, последние пять лет живет и работает в США. Женат, четверо детей, старшему 21, младшему 8. Младшего зовут Vivino — это самое популярное в мире винное приложение для смартфонов. Аудитория у него на сегодняшний день побольше, чем у Def Leppard, — 32 миллиона человек, из них почти 1 миллион в России. Захариассен приехал в Москву, чтобы рассказать о том, как смартфоны и встроенные в них камеры поменяли мир вина. Следующий шаг — винная нейросеть, большие винные данные, машинное винное обучение.

— Vivino — ваш первый стартап?

— Второй из успешных. Я предприниматель в области защиты софта. BullGuard, моя первая компания, с 2002 года производит антивирусы. Она дала мне очень важный опыт: я понял, как нужно строить программный продукт. Я ничего не понимал в вине, и в этом был залог успеха. Когда мы запускали Vivino, на рынке было 600 винных приложений. Все они слишком глубоко копали, а мы сфокусировались на том, чтобы сделать удобный и понятный сервис для простого потребителя, который, так же, как и мы, ничего в вине не смыслил. Мы избежали одной из главных ошибок — использовать пугающий сленг винных экспертов. Мы начали говорить с потребителем на его языке, на его уровне понимания вина. Конечно, здорово, если вы разбираетесь чуть больше других, можете ввернуть красивое словцо «минеральность» или «винтаж», но в конечном счете люди хотят просто получать удовольствие, а не гуглить то или иное слово.

— С чего все началось? Вы стояли у полок с вином в супермаркете в Копенгагене, перед вами были сотни этикеток, и вы не могли понять, какое вино выбрать на вечер?

— Не было какого-то момента, когда я хлопнул себя по лбу, поняв, что нужно делать. Но я отлично помню регулярную фрустрацию, когда ты приходишь купить вина и чувствуешь себя идиотом. Я вроде парень сообразительный, но я вообще не понимаю, как быть с этими сотнями этикеток. С какой стати я должен прочесть десять книг, чтобы начать разбираться в вине? Надо что-то менять. Мы очень вовремя стартовали. Для любого бизнеса крайне важно начать в правильный момент. В 2010-2011-м годах вдруг оказалось, что у всех смартфоны, все перешли в онлайн, у всех очень хорошие камеры. Двумя годами ранее камеры были значительно хуже, доступ в интернет был ограничен. Мы бы просто не смогли построить удобный сервис. Выйди мы на два года позже, столкнулись бы с жесткой конкуренцией.

vivino что это такое. Смотреть фото vivino что это такое. Смотреть картинку vivino что это такое. Картинка про vivino что это такое. Фото vivino что это такое

— В одном из интервью вы сказали, что на вас работала целая команда индийцев, которая только тем и занималась, что фотографировала сотни тысяч этикеток.

— Они до сих пор работают. Но функция у них другая. Фотографируют в основном студенты, которых, к счастью, много в США. А индийцы переносят информацию с этикеток в базу, гуглят сайты производителей, вылавливают недостающие подробности. Это колоссальная работа. Одному работнику нужно в среднем два дня, чтобы уточнить всю информацию по одной этикетке. За последние четыре года мы «очистили» информацию по 330 тысячам этикеткам 22 тысяч винодельческих хозяйств.

— Сколько у вас сотрудников?

— Всего 110, из них 30 в Сан-Франциско, 50 в Копенгагене, еще 30 в десяти разных странах. Это если не считать индийцев.

— Можете ли вы сказать, что приложение, о котором вы мечтали восемь лет назад, уже состоялось? Или еще многое нужно сделать?

— Я очень амбициозен и никогда не удовлетворен результатом. Но я горжусь тем, что нам уже удалось сделать. Самое большое наше достижение состоит в том, что мы «отрейтинговали» все вина мира. Мы первые смогли решить эту задачу. Wine Advocate, Wine Spectator и другие уважаемые журналы рейтингуют от силы 20 тысяч вин в год. Это ничтожно мало. На Vivino появляется по 100 тысяч рейтингов в день. У нас за восемь лет накоплено 34 миллиона описаний. Следующий шаг — это подбор вина к личному вкусу каждого. Мы уже разметили все вина на основе описаний пользователей. Если вы заметили, у нас недавно изменился интерфейс, у каждого вина появились эквалайзеры вкуса и набор наиболее часто встречающихся ароматов. У нас есть вкусовой профиль каждого вина и каждого пользователя. Остается сопоставить одно с другим и получить точный совет лично для себя. Вино — это большие данные. Больше данных — больше удовольствия.

vivino что это такое. Смотреть фото vivino что это такое. Смотреть картинку vivino что это такое. Картинка про vivino что это такое. Фото vivino что это такое

— Какая информация о пользователе вам нужна? Активность в Google и Facebook, поиск товаров и продуктов? Как вы будете составлять личный вкусовой профиль?

— Нам не нужно много информации, просто отсканируйте и оцените несколько вин. Vivino начнет подстраиваться под ваш вкус. Система увидит: ага, он любит это, не любит это, окей.

— Для тех, кто только что скачал приложение, у вас есть готовые советы?

— Это называется холодный старт. Мы активно работаем над ним, но решения пока нет. Мы можем начать с простых вопросов: вам нравится горький шоколад или молочный шоколад, тоник или кола? Возможно, если вы любите молочный шоколад, вам понравится более мягкое вино. Если предпочитаете тоник, возможно, вам будут по нраву сухие кислотные вина.

— Я прошелся по AppStore и обнаружил сотни винных приложений, вышедших позже Vivino. Многие строят алгоритм советов. Кто-нибудь из них сможет потеснить Vivino?

— Найти нишу на рынке смогут, но потеснить — вряд ли. Мы занимаемся глобальными, базовыми вещами. Мы решаем проблемы, с которыми сталкивается большинство потребителей вина. Если кто-то запустит приложение по идеальному сочетанию еды и вина или приложение по экспертной оценке дорогой Бургундии — пожалуйста, место есть. Но построить базу, подобную нашей, — это невероятно сложно. Вам понадобится 100 человек, работающих каждый день в течение восьми лет. И еще 32 миллиона пользователей, которые будут ежедневно заносить в систему данные о винах. Это очень сложно повторить.

Мы избежали одной из главных ошибок — использовать пугающий сленг винных экспертов. Мы начали говорить с потребителем на его языке.

— Что было самым сложным при построении сервиса?

— Точная атрибуция вина по фотографии. Не тот свет, не тот ракурс — и система выдает пользователю похожую этикетку, но другого вина. Тот же производитель, но другой сорт, тот же сорт, но другой год. Это была безумно сложная задача. Целая группа математиков строила статистические модели. Сейчас уровень ошибок меньше 1%.

— Какие новые фишки тестируются?

— О, сейчас покажу. В какой-то момент мы поняли, что можно фотографировать не только этикетки, но и винные карты. Пользователь наводит смартфон на винную карту, допустим, в объектив попадает 10-12 вин, Vivino распознает названия вин и проставляет рейтинги прямо на фотографии. Только представьте себе, как это выстрелит! Тут есть свои сложности. У некоторых ресторанов в карте написано просто «Каберне-Совиньон» или «Сент-Эмильон», без указания года. Есть заковыристые шрифты, многострочные описания вина, но есть и огромное количество карт, где это сработает.

vivino что это такое. Смотреть фото vivino что это такое. Смотреть картинку vivino что это такое. Картинка про vivino что это такое. Фото vivino что это такое

— Датский офис стабильно показывает убытки, — 32 миллиона крон (порядка 4,6 миллионов евро) в 2017 году. Когда и как вы собираетесь стать прибыльными?

— Датский офис — это основной центр затрат. Мы зарабатываем на других рынках. 50% доходов приносит американский офис, 50% все остальные. Но в целом, да, на данный момент мы тратим деньги: вкладываем их в разработку, улучшение сервиса, привлечение пользователей. Это нормально. Инвесторы понимают, что это игра в долгую, что сейчас нужно захватить и удержать рынок. Гораздо веселее отстраивать коммерческую часть, когда у тебя 32 миллиона пользователей. Это стоило нам многих лет, огромных денег, но сегодня мы заняли доминирующую позицию. Мы не принесем прибыли ни в этом году, ни в следующем, ни, возможно, в 2020-м. Мы начали тестировать коммерческие модели сотрудничества, они хорошо работают. Публикации с информацией о скидках — один из таких вариантов. Еще один — это Vivino picks. Мы начали профессионально фотографировать и менять этикетки. 500 штук в неделю. Так марки приобретают более презентабельный вид.

— Вы знаете, что многие сомелье ненавидят Vivino?

— Знаю, но продолжаю их любить.

— Главный кошмар сомелье — это гость, который сканирует этикетку вина в Vivino и просит принести другую бутылку, потому что рейтинг низковат.

— Это нормально, сомелье боятся, что их профессия станет не нужна. Я не разделяю это опасение.

— Мне недавно выпало в рекомендациях мускатное вино 2017 года с рейтингом 4.3 из 5. Вино хорошее, но простое. Меня поразил его высокий рейтинг, и я решил посмотреть на отзывы. Их было немного, рейтинг строится на основании 30 оценок, и мне не составило труда вручную посчитать среднее значение. Получилось 3.9. Как вы это объясните?

— Кажется, я знаю, в чем дело. Давайте пролистаем вниз. Видите, некоторые оценки относятся к винтажу 2016 года. Дело в том, что лента отзывов не совпадает с полным набором оценок по данному вину. Из тех, кто отсканировал вино, только 20% поставят оценку и только 6-7% напишут отзыв. Вы посчитали только тех, кто оставил отзыв, а это треть всех рейтингов. То есть из 30 рейтингов система показала вам примерно 10, которые снабжены отзывами, и добавила еще 20 отзывов по прошлым винтажам. Мускаты — очень странная категория. У них низкая цена и, как правило, очень высокий рейтинг. Люди обожают мускаты.

— Одно вино у нас стало предметом пересудов, полусладкое красное, сделанное из невесть какого виноматериала. У одного из винтажей рейтинг 4.2 на Vivino.

— Я не могу решать за людей, что им нравится, а что нет. Смотрите, вот самые популярные вина в России (Захариассен показывает топ-10 вин, которые чаще всего сканируют в России). Что поделать, если людям нравятся полусладкие вина? А знаете, у какого вина самый высокий рейтинг в России? Ни за что не угадаете. Я понятия не имею, что это за вино (показывает на фото малоизвестного вина из Австрии), в первой десятке больше всего шампанского. Это любопытно.

Сомелье боятся, что их профессия станет не нужна. Я не разделяю это опасение.

Источник

Зарисовки с MUST: основатель Vivino о самом популярном винном приложении мира

Vivino — как много в этом звуке. Это приложение обожают любители вина и недолюбливают сомелье. За дело ли? Может быть да, а может быть они просто не умеют его готовить? Один из основателей самого популярного винного приложения в мире — Хайни Захаряссен (Heini Zachariassen) — выступил с часовой презентацией в Португалии. Я подслушал и вот теперь докладываю тебе.

“Я вырос вовсе не в винной стране, а далеко, на Фарерских островах. Это около 50 000 человек, живущие в чистом поле. Потом я переехал в Копенгаген. Сейчас я живу в Сан-Франциско вместе с женой и тремя детьми. Возможно, вы не разделите моё мнение, но вино — это очень сложная тема. На островах мы пили две вещи — пиво и аквавит. Когда я приехал в Копенгаген, я увидел там огромный выбор вина и никаких помогающих мне намёков на то, как мне его выбирать. В других областях у меня были подсказки: когда я выбирал кино, я использовал Rotten Tomatoes или IMDB, если я читал книгу, я шёл на Amazon и тоже видел там рейтинг, но с вином всё получалось как-то иначе. Эксперты что-то знали, я же должен был просто выбирать вино наобум, основываясь только на этикетке. И, как человек, который ничего не знал о вине, я сказал сам себе: этому должен быть положен конец. Мы должны дать покупателю контроль над процессом.

Вырастающее поколение воспринимает эти вещи как само собой разумеющиеся. Они хотят оценку на каждом продукте. И почему вино не должно было стать одним из них?

Кое-что случилось в 2007-м. Apple показали миру iPhone, через некоторое время люди уже ходили с компьютером, который помещался в руке, они получили возможность быстрого доступа к информации, какой никогда не имели раньше. Это изменило лицо современного бизнеса. Если вы взглянете на эти логотипы, вы узнаете их сразу. Yelp! делает обзоры ресторанов, IMDB рейтингует фильмы, Uber позволяет рейтинговать водителей. Вырастающее поколение воспринимает эти вещи как само собой разумеющиеся. Они хотят оценку на каждом продукте. И почему вино не должно было стать одним из них?

vivino что это такое. Смотреть фото vivino что это такое. Смотреть картинку vivino что это такое. Картинка про vivino что это такое. Фото vivino что это такое Распределение рейтингов Vivino среди пользователей

Кто-нибудь видел раньше этого парня? Это — господин Паркер, признанный винный критик. Именно ему пришла в голову идея 100-балльной шкалы, в конце 70-х он начал издавать свой журнал The Wine Advocate. Его рейтинги стали невероятно важны. Но вскоре с винными критиками возникли некоторые проблемы. Во-первых, количество вин. Если критик будет очень-очень стараться, он может попробовать до 20 000 вин в год. Мы получаем 100 000 рейтингов в день. Что это, в итоге, означает? Попросту то, что мы можем оценить каждое вино мира, вино от самого малюсенького производителя мира.

И, при этом, мы не обязаны быть винными критиками.

Ещё одной проблемой стобалльной шкалы стало то, что из ста баллов мы используем, от силы, двадцать. Когда вы в последний раз встречали вино ниже 80 баллов? Шкала не является прозрачной и понятной. Ни в одном другом бизнес такого тоже не было, и мы хотели это изменить. Сегодня пятизвездочная шкала является стандартном для многих индустрий. И мы решили, что это наш путь.

vivino что это такое. Смотреть фото vivino что это такое. Смотреть картинку vivino что это такое. Картинка про vivino что это такое. Фото vivino что это такое Топ-3 эльзасских рислинга за 2018 год / Vivino Wine Style Awards

Ещё одной деталью было то, что критики не являются стабильными. Да, критики делают отличную работу, но это все же лишь один человек. Это не та модель, которую используем мы. А вы теперь скажете “Да мне какой дело, что думает о вине толпа!”. Ну так давайте вообще взглянем на то, можно ли доверять рейтингу Vivino, достаточно ли он хорош для нас? Мы занялись этим вопросом и сделали небольшое исследование: взяли 5 000 вин, у которых был рейтинг от, как минимум, тридцати человек и сравнили с рейтингами Wine Spectator и Robert Parker. В итоге у нас получилось около 800 вин, которые были оценены всеми сторонами. Вопрос который нас интересовал — соотносятся ли оценки людей с оценками экспертов. Результат оказался очень интересным. Оказалось, что корреляция невероятно сильная. Люди, в массе, оказались ничуть не хуже экспертов. Ещё интересней оказалось то, что рейтинг Vivino сильнее коррелировал с каждым из экспертов по отдельности, чем рейтинги экспертов между собой. А потому у нас нет никаких сомнений в мудрости “толпы”. Вы скажете — а как быть с теми людьми, которые очень жестко оценивают вина — либо сильно занижают, либо сильно завышают оценки? Оказалось, что это тоже не проблема: у нас очень хорошее распределение рейтингов — количество “однозвездочных” оценок в Vivino — всего 1,4%, а “пятизвездочных” — 11,8%. Рейтинг “4 звезды” — самый популярный в программе, его доля — почти 40% всех рейтингов.

В итоге мы получаем средний рейтинг Vivino — 3,6 баллов.

Что здесь важно понимать — так это то, что мы не привязываем потребителей к каким-то минимальным уровням. Мы пытаемся внушить, что вина обладают разным качеством в разных ценовых сегментах. Возможно, если у вас 10-долларовое вино, то самая адекватная оценка будет 3,6-3,7 баллов, всё это очень относительно. Если у вас много денег, вы, может быть, захотите пить лишь вина, которые получили 4,5. В любом случае, нашим желанием является, чтобы пользователи за свои деньги пили лучшие возможные вина.

На этом этапе я бы хотел немного рассказать, как мы строили Vivino. Когда мы запустили приложение, мы были далеко не первыми. В App Store уже было 600 приложений про вино! Нашей сверхзадачей стало построить такой софт, который людям будет реально приятно использовать. Не то, чтобы мы сразу стали популярны: правильно говорят, что к мгновенному успеху надо готовиться пять лет. Мы это почувствовали. Мы начали в декабре 2010-го. 12 месяцев потребовалось, чтобы приложение скачали 100 000 раз, и лишь 30 месяцев, чтобы достичь миллиона. В этот момент мы стали видеть реальный рост базы пользователей.

Это только снаружи кажется, что мы занимаемся вином. На самом деле, мы работаем с данными.

Нам важно, чтобы у нас была информация обо всех винах, которые интересны нашим пользователям. На сегодняшний день наша миссия заключается в том, чтобы дать людям возможность по-максимуму наслаждаться вином. Что это значит? Это значит, что мы хотим чтобы вы выбрали лучшее из доступных вам вин и потом получили от него максимум удовольствия. Мы хотим, чтобы у людей была возможность выбирать то, что они хотят, и при этом, опираться не только лишь на этикетку.

Мы оказались достаточно успешным проектом, сейчас база пользователей — больше 30 миллионов. Мы также меняем способ поиска вин в приложении — безусловно, остается сканирование этикетки, но вино также можно просто найти через текстовый поиск. Кроме того, наши пользователи находят вина и разными другими способами внутри приложения. Таким образом, мы обрабатываем около 2 миллионов поисковых запросов в день. Около 20 000 новых пользователей регистрируются в приложении каждый день. С точки зрения производителей, на данный момент это около 200 000 имён, думаю, что мы охватываем большую часть производителей вина. На всех них приходится около 10 миллионов вин.

vivino что это такое. Смотреть фото vivino что это такое. Смотреть картинку vivino что это такое. Картинка про vivino что это такое. Фото vivino что это такое Этими словами пользователи Vivino описывают брунелло, которое им нравится

Я хочу вернуться к данным. Уверен, что многие из вас использовали когда-то Vivino, посмотрели на выдаваемые данные, что-то показалось вам странным, и, возможно, вы ушли. И это правда — около четырех лет назад наша база данных превратилась в некое подобие хаоса. Поскольку это стало сказываться на качестве нашего продукта, мы решили, что пришла пора что-то с этим делать. Ещё раз: в нашей базе около 200 000 виноделен и около 10 миллионов вин. Сначала мы стали смотреть на самые популярные винодельни и их вина. Мы перелопатили их все, чтобы убрать возможные ошибки в информации на этикетках, удалить или объединить повторяющиеся этикетки, и так далее. Одному человеку из нашей команды нужен был день-два, чтобы справиться с одной такой винодельней. Но мы знали, где начать, потому что мы видели, какие позиции пользуются особой популярностью. Сейчас мы продолжаем этот проект, это постоянная работа над ошибками, потому что мы хотим, чтобы наши пользователи получали от нас самые лучшие данные.

А потому тем из вас, кто когда-то имел негативный опыт с Vivino, я предлагаю попробовать ещё раз, вы увидите разницу.

Второй проект, который мы запустили лишь около 1,5 года назад — это продажа вин через Vivino. В частности, для этого нам нужны не только пользовательские фотографии бутылок, но и идеальные, качественные фото. Для всех вин! Мы занялись этим вплотную и сейчас отщелкиваем около 7000 бутылок в месяц. Для пользователей это означает, что они получают куда более приятную фотографию бутылок, которые они ищут.

Еще одна опция, с которой я хочу вас познакомить — это то, как можно работать с данными Vivino. Например, мы можем взять какое-то брунелло и узнать, как описывают люди брунелло, которое получает высокий рейтинг наших пользователей. Таким образом, если ты хочешь высокий рейтинг для брунелло, его описание должно быть таким: “шелковистое”, “мягкое”, “тонкое”, “нотки графита”, “кола” и “фрукты”. Что скажут на это присутствующие эксперты? Это то, что думают люди. А теперь посмотрим наоборот — какие слова являются показателем брунелло с самим низким рейтингом? “Зеленое”, “травянистое”, “тон плесени”, “хилое”, “кислое”, “вяжущее” и “простое”. “Простое” — по мнению пользователей Vivino является негативным показателем для брунелло. Вопрос — как мы можем использовать эти данные? Например, в некоторых случаях производителям лучше не использовать те или иные слова на этикетке или в описании вина.

Если посмотреть, зачем люди используют Vivino, то получается следующее. Первое — это рейтинг. Все правильно, у нас есть рейтинги для всех вин. Второе — это цена. Люди хотят знать цену, даже если они не собираются покупать конкретное вино. Третье — чтобы понять, какое оно на вкус. Чтобы узнать это, надо зайти в приложение и начать читать описания, которые люди дают этим винам. Таким образом, нет возможности быстро понять, какое это вино на вкус. И мы хотим это изменить. Новая фича появится для всех пользователей в ближайшие месяц-два: мы начнем отображать вкусовые данные по конкретным винам в агрегированной форме. Фактически мы прогоняем все отзывы пользователей через искусственный интеллект, и на основе этого составляем описание вина. Таким образом, если вы никогда не пробовали данное вино, для вас такой инсайт в его вкус может быть действительно полезен, и не важно, дорогая эта бутылка или нет.

Когда ты запускаешь новый бренд, сегодня достаточно обычной практикой является получение рейтингов от критиков, чтобы рассказать потребителям о качестве вина. Один из новых способов использования потенциала Vivino производителями вина — это, например, когда вместо того, чтобы идти к критикам, компания пытается набрать как можно больше обзоров в Vivino и затем использовать этот рейтинг в своей коммуникации. Такие примеры уже есть, и я всячески поощряю такой подход.

Одна из интересных технологических особенностей нашей системы состоит в том, что мы даем среднюю оценку наших пользователей как общий рейтинг вина. В настоящий момент у нас нет практики, подобной другим ресурсам вроде Yelp!, когда удельный вес оценок одних пользователей выше, чем вес оценок других (например, потому что этого пользователя владельцы ресурса обозначили как “эксперта”). Мы этого не делаем. Мы не манипулируем рейтингами пользователей.

Молодое поколение, которое приходит в вино сегодня, понятия не имеет, кто такой Роберт Паркер.

Им плевать. И они привыкли к рейтингам, которые генерируются такими же людьми, как они, во всех аспектах жизни. И они будут искать этого в винном мире.

И в заключение ещё одна вещь — каждый год мы проводим нечто под названием Vivino Wine Style Awards. У нас есть около 150 так называемых “винных стилей”, это придуманные категории, которые частично связаны с регионом, частично с сортом и так далее, например “итальянское амароне”, “новозеландский совиньон”. Эта премия присуждается целиком исходя из пользовательских оценок. Ты не можешь заплатить и появиться в ней. Вино, которое участвует в этом конкурсе, должно получить, минимум 50 оценок за последний год. Только пользователь решает, что появится в топе. Только он. И мы считаем, что так и должно быть.

Это всё, что я хотел рассказать вам сегодня”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *