а все таки контрольная состоялась только задачи в ней были не тригонометрические а нравственные
А все таки контрольная состоялась только задачи в ней были не тригонометрические а нравственные
Пять откровений Владимира Меньшова
Владимир Меньшов снял пять картин. Очень мало. С его энергией, творческим азартом, с его самобытным, ни на что более не похожим талантом он должен был снять их несколько десятков.
Но такова судьба многих больших русских режиссеров. Пока их коллеги в мире снимают кино, они ищут на него деньги, пробивают сценарии, пытаются убедить чиновников в том, что затеяли нечто важное, нужное, достойное страны и взыскательной публики.
Впрочем, взыскательная публика часто отвечает лютой благодарностью. «Ничего нет хуже фильма «Любовь и голуби», — читаю в одном Facebook. «А уж «Ширли-мырли» — вообще отстой!» — читаю в другом. «А чего стоит один только этот хам Гоша!» — восклицают в третьем, имея в виду оскароносный фильм «Москва слезам не верит». Но все пять фильмов и сейчас собирают у телевизоров миллионы. Сотни картин успели бесследно кануть в Лету, а эти пять все живут и на экранах и в памяти.
Это было время расцвета «школьного жанра» в кино. «Доживем до понедельника», «А если это любовь?», «Друг мой Колька», «Звонят, откройте дверь», «Чучело»… — к этим великим картинам Меньшов добавил свой дебютный фильм «Розыгрыш».
Это было время, когда сценарии еще писали не кто попало, а драматурги, и их заботило не соответствие диалогов уличным сленгам, а мысль и поэтика: сценарий был еще частью литературы. Сотрудничество начинающего режиссера Владимира Меньшова и опытного сценариста Семена Лунгина подарило нам шедевр.
И вот столкновение в одном классе циника-карьериста Комаровского и приехавшего из провинции романтика Грушко, история жестокого розыгрыша, который школьники учинили своему педагогу (незабываемая Евгения Ханаева) и жестокие уроки нравственности, которые преподал фильм поколениям. Меньшов снимал картину яростно и честно, веря в добрые порывы и в незыблемость моральных императивов. В фильме начались актерские судьбы Дмитрия Харатьяна, Олега Гусева, Натальи Вавиловой, снимались Олег Табаков, Зиновий Гердт…
«А все-таки контрольная состоялась. Только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. И решили вы их неверно» — «Этот тип задач не имеет однозначного решения» — «Только однозначное!»
2. «Москва слезам не верит», 1979 г.
Когда эта картина Владимира Меньшова стала хитом на родине, да еще и получила «Оскара» в Америке, наши критики, интеллектуалы и добрые коллеги режиссера не жалели резких слов. Один замечательный актер, вышедший из глубинки и ставший всенародным любимцем, говорил, что в СССР простая ткачиха не может стать директором завода. На церемонии вручения «Оскара» на сцену вышел чиновник из Госкино – режиссера в Америку не послали: жирно будет! Всем было обидно: несерьезная «народная сказка» ходит в любимых и стала лидером проката, в ней зажглись звезды Веры Алентовой и Ирины Муравьевой, роль слесаря Гоши стала новым взлетом популярности Алексея Баталова…
Меньшов мне рассказывал: «По сценарию Гоша – рабочий. Но нам нужен был рабочий-аристократ, мыслитель, философ. Ему, как нам виделось, под сорок. Но вот однажды по телевизору шел «Дорогой мой человек», и тут же подумалось: а что если Баталов?! Пусть ему уже пятьдесят, но его роли оказали такое влияние на целые поколения – они и станут опознавательным знаком нужного нам героя. И надо сказать, само присутствие в фильме этого интеллигентнейшего актера скорректировало весь образ: уже не хамоватый мужик, как в сценарии, а мужчина, привыкший быть главным и устанавливать свои правила».
А в принципе это, конечно, вариант вечнозеленой сказки о Золушке, которая сделала себя сама и заодно нашла своего Принца. Эту сказку презирает весь артхаус, но ее бесконечно любит публика: она дает надежду и помогает поверить в себя.
Цитаты из сценария Валентина Черныха ушли в народ:
«Иногда такую глупость услышишь, а оказывается — точка зрения».
«У вас взгляд незамужней женщины» — «А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?» — «Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины».
«А если меня что-нибудь спросят? Я ляпну!» — «И ляпай. Но ляпай уверенно. Это называется точкой зрения».
«Как раз тогда, когда всего добьешься в жизни, больше всего волком выть хочется. «
3. «Любовь и голуби», 1984 г.
Как и предыдущая картина, эта не нуждается в напоминании сюжета: ее помнят покадрово, бесконечно любят хитовые эпизоды и могут без конца щеголять фразами из диалогов, написанных драматургом Владимиром Гуркиным:
«Девушки, уймите вашу мать!»
«Помру – Ваську на поминки позову, а тебя, оглоедку, не пущу!»
«Это ж надо… забраться за тысячи километров от родного дома, чтобы в море встретить человека из своей же конторы…»
Меньшов решил картину в жанре русской кадрили, разбив на «куплеты» и самолично выступив в роли ведущего. Он придумал для фильма шутейный способ монтажа — переноса персонажей в пространстве: герой выходит за порог избы в Сибири — и проваливается в воды Черного моря. Все участники действа, как в настоящей кадрили, существуют чуть понарошку, они чуть ряженые — гротескные дед-выпивоха и кремень-баба в невероятном исполнении Сергея Юрского и Натальи Теняковой, преувеличенно «простонародные» жена с загулявшим мужем — Нина Дорошина и Александр Михайлов, и, разумеется, разлучница Раиска из отдела кадров — одна из лучших ролей гениальной Людмилы Гурченко. На сайте «Кинопоиск» один из зрителей назвал картину лекарством от стресса — он стократно прав!
4. «Ширли-мырли», 1995 г.
Самый спорный фильм Меньшова, сделанный в жанре отвязного абсурдистского фарса. Здесь гротескно все — от найденного и тут же украденного алмаза, за цену которого вся страна может три года отдыхать на Канарах, до братьев-близнецов: один российский бандит-цыган, другой американский скрипач-еврей. Как всегда, все снято и сыграно самозабвенно, азартно, импровизационно. Самое скользкое место — драматургия, на которую ополчились блюстители чистоты и высоты вкусов. Самое сильное — актеры, играющие весело, свободно, без тормозов, охотно принимая предложенные режиссером условия бесшабашной игры: Валерий Гаркалин в двух ролях, Вера Алентова, Инна Чурикова, Олег Табаков, Игорь Угольников, Леонид Куравлев… Картина тоже постоянно на экранах, и каждый раз, зацепившись за нее взглядом, уже не можешь оторваться от этого абсолютно авторского, но при этом сугубо демократичного кино, где что ни сцена — актерский бенефис, что ни фраза, пусть и соленая и переперченная, пусть даже по фене — отсюда и в вечность:
«Скажи ты мне как на духу, как русский человек русскому человеку: фактически, я что, Изя Шниперсон?!»
«Ваша кочевая музыка испохабила всю русскую культуру, какую мелодию ни возьми – отовсюду «Цыганочка» прет!»
«Он же Автандил Калашников, он же — Алеша Муромец, он же — проповедник южно-корейской секты преподобного Муна Сунь Хунь в Чань!»
«Как говорится в старинной русской пословице, конец делу абзац… Я хотел сказать — абзац делу венец».
«Внувнувнупрачка президента Линкольна».
5. «Зависть богов», 2000 г.
Железная поступь развитого социализма. Позывные программы «Время», академик Сахаров в ссылке, родные лица в Кремле, радио «Свобода» и рев глушилок, кухонный ропот, драгоценное платьишко от парижского «Тати», пирамидки молочных пакетов, братские народы в тюбетейках на Красной площади. Все это, канувшее, — среда фильма «Зависть богов». Название — из легенды: боги позавидовали счастливым влюбленным и сделали им гадость. Влюбленные: замужняя женщина из Останкина и женатый француз-журналист. Им друг друга нельзя любить — их страсть бушует под бдительным взором КГБ и не может кончиться мирно. Они в капкане политической системы, где такая любовь противозаконна.
В картине узнается «рука Москвы», которая «слезам не верит». Темы «Варшавской мелодии» скрещены с мотивами «Анны Карениной» и окрашены обертонами «Последнего танго в Париже». Это первый российский фильм, который можно считать эротическим: чувственность, нежность, страсть, угар, забытье, танцевальные грезы. Ее играет Вера Алентова, его – Анатолий Лобоцкий.
Как всегда, Меньшов ощущает кино как машину времени: вот они, 80-е, рядом, куда все делось? Как всегда, картине пришлось узнать зрительскую любовь и выслушать много резких слов от критиков. Мне ее отвага нравится. В контексте нашего времени ее можно считать напоминанием тем, кто тоскует по советскому образу жизни. «Соня, вы такие хорошие люди, почему вы так плохо живете?»
Цитаты из фильма «Розыгрыш (1976)»
Неужели же такая жалкая, такая ничтожная цель стоит таких постыдных средств?
Цель в жизни — вещь великая, но. цель-то эта — в жизни! А для тебя жизнь, это как болото, через которое ты мостки выстраиваешь к своей цели. Ну, добежишь ты к ней первым, оглянешься. А сзади что у тебя? Беговая дорожка? Не скучно станет?
— Почему вы — вообще все взрослые — почему вы как-то пугаете нас жизнью? Чуть что — жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь ходить с насупленными бровями. А я вот уверен, что всё у нас будет хорошо! Всегда!
Любое стоящее дело требует от человека поступиться чем-то. Иногда даже достоинством.
— А все-таки контрольная состоялась. Только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно. — Этот тип задач не имеет однозначного решения. — Только однозначные!
Люди, которым не свойственна ложь, для которых чувство правды — нормальное, естественное чувство, в тот самый миг, когда вы объединились для лжи, стали вам чуть ли не врагами! Вы вдумайтесь в противоестественность всего этого!
Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать.
— Неврастеник! Гитарист из подворотни! — Нет, он. не неврастеник. Просто он. возбужденный. Но это от талантливости. — Талант есть как раз покой и сосредоточенность. Есть ты, есть цель — чего суетиться?
Можно ждать, как жизнь сложится, а можно самому её складывать.
Розыгрыш (1976)
Розыгрыш (1976)
Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать.
Розыгрыш (1976)
— А все-таки контрольная состоялась. Только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно.
— Этот тип задач не имеет однозначного решения.
— Только однозначные!
Розыгрыш (1976)
— Почему вы — вообще все взрослые — почему вы как-то пугаете нас жизнью? Чуть что — жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь ходить с насупленными бровями. А я вот уверен, что всё у нас будет хорошо! Всегда!
Розыгрыш (1976)
Можно ждать, как жизнь сложится, а можно самому её складывать.
Розыгрыш (1976)
Любое стоящее дело требует от человека поступиться чем-то. Иногда даже достоинством.
Розыгрыш (1976)
Люди, которым не свойственна ложь, для которых чувство правды — нормальное, естественное чувство, в тот самый миг, когда вы объединились для лжи, стали вам чуть ли не врагами! Вы вдумайтесь в противоестественность всего этого!
Розыгрыш (1976)
— Неврастеник! Гитарист из подворотни!
— Нет, он. не неврастеник. Просто он. возбужденный. Но это от талантливости.
— Талант есть как раз покой и сосредоточенность. Есть ты, есть цель — чего суетиться?
Розыгрыш (1976)
Цель в жизни — вещь великая, но. цель-то эта — в жизни! А для тебя жизнь, это как болото, через которое ты мостки выстраиваешь к своей цели. Ну, добежишь ты к ней первым, оглянешься. А сзади что у тебя? Беговая дорожка? Не скучно станет?
Розыгрыш (1976)
Неужели же такая жалкая, такая ничтожная цель стоит таких постыдных средств?
А все таки контрольная состоялась только задачи в ней были не тригонометрические а нравственные
«Розыгрыш» — художественный фильм, снятый режиссёром Владимиром Меньшовым в 1976 году. Полнометражный режиссёрский дебют В. Меньшова.
Автор сценария: Семён Лунгин
Режиссёр-постановщик: Владимир Меньшов
Главный оператор: Михаил Биц
Главный художник: Борис Бланк
Композитор: Александр Флярковский
Текст песен: Алексей Дидуров
В ролях:
Евгения Ханаева — Мария Васильевна Девятова, классный руководитель 9-го «Б» и преподаватель математики
Дмитрий Харатьян — Игорь Грушко, ученик 9-го «Б»
Наталья Вавилова — Тая Петрова, ученица 9-го «Б»
Андрей Гусев — Олег Комаровский, ученик 9-го «Б»
Зиновий Гердт — Йоликов Карл Сигизмундович, преподаватель химии
Олег Табаков — отец Комаровского
Наталья Фатеева — завуч Калерия Георгиевна
Евдокия Германова — Даша Розанова, ученица 9-го «Б»
Ирина Кораблёва — Алиска, ученица 9-го «Б»
Нина Савищева — комсорг 9-го «Б» класса
Гарри Бардин — учитель французского языка
Павел Винник — завхоз Семён Семёнович
Муза Крепкогорская — учительница Руфина Андреевна
«Уймите вашу мать»! Цитаты из фильмов Меньшова, которые пригодятся в жизни
Эти работы режиссера навсегда останутся в наших сердцах.
Режиссер оскароносного фильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов умер 5 июля на 82-м году жизни. На официальном сайте «Мосфильма» говорится, что причиной смерти стало осложнение из-за коронавируса.
После себя Владимир Меньшов оставил целое наследие, о котором сегодня поклонники творчества выдающегося режиссера вспоминают с особой теплотой. Предлагаем и вам прочитать эти знаменитые цитаты из фильмов Меньшова, которые навсегда останутся с нами. А некоторые из них пригодятся и в обычной жизни.
«Москва слезам не верит» (1979)
11 февраля 1980 года мелодраму Владимира Меньшова впервые показали по телевидению. Кинокартина очень понравилась аудитории: фильм стал лидером проката и получил «Оскар». А зрители запомнили не только исполнителей главных ролей, но и их высказывания.
«Вечер перестает быть томным…»
«Ждите меня здесь. В квартиру всех впускать, никого не выпускать. В случае сопротивления — открывать огонь».
«Хеллоу! Общежитие слушает!»
«Черт побери! Вы так вкусно рассказываете, что у меня аж слюнки потекли».
«— Значит, вы плохой человек?
— Я?! Да у меня практически нет недостатков!»
«Иногда такую глупость услышишь, а оказывается — точка зрения».
«Чтоб генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить, да помотаться с ним по гарнизонам лет 20, по тайге всякой, по пустыне».
«Поверьте, в 40 лет вам будет казаться, что вот теперь только и начинается жизнь».
И, конечно: «Ну, ладно, ладно. Москва слезам не верит».
«Любовь и голуби» (1984)
Этот советский фильм, пожалуй, можно пересматривать бесконечно, а цитаты из него давно применяют в обычном разговоре.
— Почему же крашеная, это мой натуральный цвет!»
«Людк, а Людк!» — «Тьфу! Деревня!»
«Ну вот, день взятия Бастилии впустую прошел…»
«Что характерно — обнаглели!»
«Помру — Ваську на поминки позову, а тебя, оглоедку, не пущу!»
«Это откудова к нам такого красивого дяденьку замело? Иль че забыл, сказать пришел? Ой, гляньте-ка, в глаза не смотрит — наверно, двойку получил!»
«Вот побарствует маленько и притопает».
«Инфаркт микарда. Вот такой рубец. Вскрытие показало».
«Ширли-мырли» (1995)
Картина стала отражением обстановки 90-х годов, царившей в только что распавшейся стране. Позже Меньшов признался, что хотел снять фильм именно про время перестройки. Кстати, для оскароносного режиссера комедия стала первой работой, которой он заинтересовался спустя десять лет после выхода ленты «Любовь и голуби».
«Прости меня, Васенька, дуру грешную…»
«Думать будем, когда алмаз добудем!»
«Дарлинг, ты такой разный, непредсказуемый».
«Как говорится в старинной русской пословице: „Конец делу абзац“… Я хотел сказать „Абзац делу венец“».
«Шаг влево, шаг вправо — считается побегом. Прыжок расцениваю как попытку улететь».
«Розыгрыш» (1976)
Владимир Меньшов снял «Розыгрыш» в 1976 году. Тогда лента стала лидером проката, ее пересматривали по нескольку раз, а подростки ассоциировали себя с теми школьниками, которые переживали непростые отношения на экране.
«Можно ждать, как жизнь сложится, а можно самому ее складывать».
«— Почему вы, вообще все взрослые, почему вы как-то пугаете нас жизнью? Чуть что — жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь ходить с насупленными бровями».
«Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать».
«А все-таки контрольная состоялась. Только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно».
«— Неврастеник! Гитарист из подворотни!
— Нет, он… не неврастеник. Просто он… возбужденный. Но это от талантливости…»
«Цель в жизни — вещь великая, но… цель-то эта — в жизни!»
«Зависть богов» (2000)
Фильм о любви, страсти и человеческих взаимоотношениях тоже стал народным.
«— А еще мне почему-то страшно.
— Страшно. Просто вы, русские, боитесь быть счастливыми».
«Все терпят, и ты терпи. Раз больно, значит, живая!»
«Что может интеллигентный человек испытывать к этой стране, кроме брезгливости?!»
«— Соня, вы такие хорошие люди, почему вы так плохо живете?
— Ну, так может, потому, что мы такие хорошие…»
«Это русский казус! У вас в магазине ничего нельзя покупать. У вас пустыня! Но когда ты делаешь визит, на столе есть все. Прилавок пустой, холодильник полный!»
Главную роль в фильме, как и во многих других, исполнила муза режиссера, на которой он был женат почти 60 лет. Вера Алентова была с Владимиром Меньшовым до конца, их разлучила лишь болезнь. Сейчас актриса госпитализирована с подозрением на коронавирус.
Материалы по теме
Сегодня читают
Комментарии
«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна
Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):