авторские туры что это такое
Авторские туры что это такое
Города. Люди. Эмоции
Что такое авторские туры? Преимущества и нюансы
У каждого туриста есть выбор: отправиться в самостоятельное путешествие, предварительно купив билеты на самолет и забронировав отель, приобрести путевку в туристической фирме или заказать авторский тур. И если с первыми двумя вариантами все понятно, то к последнему предложению возникают вопросы. Что такое авторские туры? Кому они подходят? Есть ли преимущества и подводные камни? Вопросов действительно много, поэтому на них мы решили ответить в этой статье.
Чем авторский тур отличается от путевки турагенства
Туристическая фирма предлагает перелет, проживание и питание. А чем вы будете заниматься на досуге, ваша личная проблема. Вы сами должны создать маршрут, изучить местность, найти достопримечательности, легендарные кафе и рестораны. В результате большой процент нервов и сил уходит на планирование и воплощение составленного плана в жизнь. Все ли удастся в незнакомой стране? Это решает только фортуна.
Совсем другое дело, если вы заказываете авторские туры. Здесь вы получаете все на блюдечке с золотой каемочкой. Главное не опоздать на самолет, а обо всем остальном заботимся мы.
И самое главное — вы будете не одни. Вместе с вами будет группа единомышленников. Вы можете поехать без друзей, а вернуться с хорошими товарищами.
А еще вам не нужно знать иностранный язык. Гид за все договорится вместо вас. Так что не придется мучиться с онлайн-переводчиком.
Также авторские туры отличаются от обычных экскурсий своей креативностью. В программе прописаны необычные места, которые помогают полностью погрузиться в жизнь страны. Если на обычной экскурсии вы смотрите достопримечательности и случаете исторические факты, то во время этого путешествия общаетесь с местными жителями, пьете с ними вино и обмениваетесь подарками.
Кому следует заказать авторский тур
№1. Идеальная компания
Проблема современного человека — людей много, а поехать в путешествие не с кем. То вкусы не совпадают, то графики. Кого-то муж не отпускает, у кого-то дети. В общем найти напарника для увлекательного путешествия крайне сложно. И здесь есть два выхода: сидеть дома или же заказать авторский тур. Преимущества на лицо: вы отправляетесь в поездку мечты с единомышленниками, которые также, как и вы хотят увидеть конкретную страну и повеселиться от души.
№2. Тур с изюминкой
Вторая категория людей, которые регулярно заказывают авторские туры, — искушенные путешественники, которые кажется видели уже все. Их не удивишь путевкой в Турцию и Грецию. Им не интересны обычные экскурсии. Все скучно и банально. Вот здесь-то и нужно отправляться в такие увлекательные поездки. Что такое авторский тур? Это путешествие по новым маршрутам с полным погружением в жизнь конкретной страны. То есть вместо того, чтобы передвигаться по банальным тропам и смотреть известные достопримечательности, вы посещаете уникальные места, где редко ступает нога туриста. А еще во время групповых авторских туров вы знакомитесь с местными жителями, посещаете кафе и рестораны, изучаете искусство и винное дело. Вместе с гидом ходите на концерты, в атмосферные рестораны и ночные клубы, где зажигаете на танцполе до утра. То есть вы живете жизнью местных только под чутким контролем гида. При этом вам не нужно думать, куда пойти этим вечером. Не нужно выбирать рестораны и клубы методом проб и ошибок, вам все подскажут и расскажут.
№3. Встреча друзей и единомышленников
Третья группа людей, которая заказывает групповые авторские туры, это одинокие мужчины и женщины, которые в определенный период жизни остались без друзей. В жизни бывает разное и одиночество не легкое испытание для каждого человека. Так вот авторский тур — прекрасная возможность найти настоящих друзей со схожими интересами. Мы знаем десятки случаев, когда в таких путешествиях находили настоящих друзей и даже любовь.
Кому не подходят групповые авторские туры
Авторский тур — это всегда быстрый темп, много мест для посещения, активный отдых и море впечатлений. Так что, если вы любите днями жариться под солнышком на пляже, такое решение точно не для вас. Зато если вы хотите за короткое время посмотреть максимум и получить огромное количество ярких эмоций, тогда предлагаем заказать экскурсионный тур прямо сейчас. С предложениями вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Авторские туры, плагиат и «теневой туризм»: проблемы и решения
На рынке экскурсионного туризма сегодня наибольший спрос – на авторские туры, на «классику» он как минимум не растет. Что такое авторский тур, как он создается и как продается, и о том, почему «теневой» авторский туризм необходимо обелять, мы беседуем с Владимиром Лутовым, генеральным директором туроператора «Мастерская Путешествий».
— Владимир, давайте начнем с оценки доли «авторских» туров в сегменте экскурсионного туризма по России. Насколько сегодня она велика?
— Если мы поглядим на текущий рынок экскурсионных туров по России, то картина будет приблизительно следующей. Большинство туроператоров, и региональных, и федеральных, делают классические сборные экскурсионные туры по хорошо раскрученным (как правило, еще с советских времен) и достаточно известным местам.
Вариации у разных компаний в основном достигаются за счет выбора размещения, программы питания, а также, в некоторых случаях, добавления 1-2 небольших объектов показа в программу (частных музеев, мастер-классов и пр.). Классический пример таких, фактически мало чем отличающихся друг от друга туров, может дать нам тот же маршрут Владимир – Суздаль – Боголюбово, которому уже 50 лет и на который ставят свои программы множество компаний.
Оценочно, такие «базовые» туры – это не менее 90% этого рынка. Максимум 10% приходится на туры авторские, которые делаются «с нуля». «Мастерская Путешествий», как компания, которая работает на рынке 25 лет, естественно, продает и большой объем «базовых» туров. Но делаем мы и свои, авторские: наш ассортимент ежегодно прирастает 10-15 новыми авторскими маршрутами.
Классические «базовые» туры – это не менее 90% рынка экскурсионных туров по России. Максимум 10% приходится на туры авторские, которые делаются «с нуля». В целом, если в каком-либо регионе тур отличается на 60%-70% от базовых маршрутов по набору объектов, то его можно назвать «авторским».
— Наверное, необходимо дать некое определение понятию «авторский тур»? Что это, как такие туры создаются и чем отличаются от «базовых»?
— Да, действительно, вопрос о том, что именно можно назвать «авторским» туром – актуален. Как создаются настоящие авторские туры, в чем их отличие от других турпродуктов? Могу рассказать на примере нашей компании.
Для создания таких турпродуктов мы сначала ищем и находим ранее неизвестные массовым туристам точки притяжения. Это могут какие-то ландшафтные, природные достопримечательности – например, интересная пещера, озеро, каньон и пр. Это могут быть исторические объекты – усадьбы, церкви, археологические объекты и т.п. Это могут новые объекты показа – частные или малые региональные музеи.
В такие туры могут включаться и известные посещаемые объекты – но как дополнение к основной, авторской идее и контенту. В целом, если в каком-либо регионе тур отличается на 60%-70% от базовых маршрутов по набору объектов, то его можно назвать «авторским».
— Какую долю занимают авторские туры у «Мастерской Путешествий»? Как вы работаете с такими продуктами?
Например, тур «Древние артефакты Южного Урала» мы делали на 100% авторским. Я лично изучал карту местности, поднимая интернет, книги, записи, нанося потенциально интересные объекты на карту. Далее наши менеджеры выстраивали всю цепочку логистики с объектами размещения и питания, обзванивая автопредприятия, отели, музеи и кафе по маршруту, выстраивая договорную работу.
Иногда приходилось уговаривать музеи создавать специально под наших туристов отдельные аттракции – например, с «Музеем пельменя» мы договорились об обеде при музее для туристов (естественно с пельменями), чем раньше этот объект вообще не занимался.
Таким образом, у нас получился на 100% оригинальный, разработанный с нуля новый четырехдневный тур. Объекты, которые мы связали воедино новым маршрутом для групп, до этого посещались по отдельности, разрозненно, но никогда вместе. И посещались в основном местными жителями или, в крайнем случае – жителями близлежащих регионов. В связке все они заиграли и представляют огромный интерес и для жителей столиц – спрос на «Древние артефакты Южного Урала» настолько высок, что сейчас мы уже продали групповые заезды на лето 2019 года.
— С многодневными турами вся ясно. А если говорить о городском туризме, пешеходных экскурсиях? Здесь, наверное, процент авторских туров будет высок?
— Да, это интереснейшая сфера для разработки авторских экскурсий, автобусных или пешеходных. Поле для деятельности огромное – не только в регионах, но и в столицах. Это может показаться странным – неужели в Москве можно найти что-то новое? Можно! На самом деле в Москве есть множество интересных мест, например, исторических зданий, которые до недавнего времени были закрыты, или, скажем так, не любили групповые посещения.
Это – тоже авторский труд. Надо найти интересное место, понять, чем и кому оно интересно, уговорить хозяев здания на прием экскурсий. Таких программ за последнее время становится все больше.
В Москве есть множество интересных мест, например, исторических зданий, которые до недавнего времени были закрыты, или, скажем так, не любили групповые посещения. Это – большой труд: надо найти интересное место, понять, чем и кому оно интересно, уговорить хозяев здания на прием экскурсий. Таких программ за последнее время становится все больше.
Хорошим примером может служить, как это ни странно, гостиница Националь – до недавнего времени попасть туда на экскурсию было нереально, а ведь это интереснейшее здание внутри. Когда мы в начале осени сделали программу с этим отелем «НАЦИОНАЛЬная гордость России»,все туры до Нового года мы продали за одну неделю – настолько велик интерес.
И таких объектов в столице очень много – взять тот же ЦДЛ (особняк князя Святополк-Четвертинского), в который попасть именно на групповую экскурсию было невозможно – но мы сделали там уникальную экскурсию. Такие объекты мы целенаправленно ищем и находим. Из недавних находок – здание Центрального Телеграфа с музеем, уникальным видом на Кремль, возможностью посмотреть механизм башенных часов.
— Насколько высок спрос именно на авторские турпродукты, по сравнению с «классикой»?
— Аудитория классических экскурсионных туров тоже устает и всегда хочется чего-то нового, необычного. Люди даже пишут нам сайт с просьбами первыми их оповещать о новинках. Спрос на все новое – высочайший. Не пугают даже долгие трансферы – ради уникальных объектов туристы готовы потерпеть.
Например, наша программа «К соляным озерам Волжской степи»,которая является вариацией брендового маршрута Астраханской области, подразумевает 250-километровый переезд на автобусе по «не очень хорошей дороге» к горе Богдо с ее уникальными красными «марсианскими» пейзажами вокруг и к сверхсоленому озеру Баскунчак.
В базовый брендовый маршрут эти объекты помешал включить как раз долгий трансфер, но люди активно покупают и этот вариант – они понимают ради чего они туда поедут. Ради того впечатления, которое, может быть, останется на всю жизнь – ведь такого рода уникальных объектов в Центральной России немного.
— Можно ли говорить о том, что сама база для авторских туров по России довольно ограничена? Ведь большинство уникальных объектов удалены от городских центров, туры туда получатся малодоступными по цене и сложными – и на них особо не заработаешь.
— Скорее нет, чем да. Я готов на спор из любого тура сделать эксклюзивный. Это реально даже для таких, казалось бы, «заезженных», мест, как Казань или Санкт-Петербург.
Например, конструируя тур в Поволжье, мы нашли совершенно аутентичную марийскую деревню. Это и стало фишкой нового маршрута – туристов там кормят действительно национальными блюдами, приготовленными именно там и из местных продуктов, им устраивают фольклорное шоу – но не «мертвое», а живое, настоящее.
Туристы готовы платить за авторские туры больше, чем за стандартные программы. Они мотивированы! И, главное, что такой тур будет и прибыльным, и востребованным, и стоить вовсе не вдвое дороже базовых программ – а, как показывает наша практика, максимум на 15-20%.
В Санкт-Петербурге есть место, которое наверняка бы привлекло туристов – это экскурсии внутрь дамбы, защищающей город от наводнений. Школьников туда водят, а туристов – практически нет. В Кронштадте есть крепость, один в один напоминающая Форт-Байярд – но туда так же мало кого возят.
В любом городе, я уверен, можно найти ту изюминку, «фишку», вокруг которой можно выстроить уникальный авторский тур. Эту «фишку» можно даже создать самим – договорившись с музеем, рестораном, каким-то еще объектом – создав, например, какое то гастрономическое или развлекательное событие «под туристов».
Вся прелесть таких авторских туров для бизнеса в том, что туристы здесь готовы платить больше, чем за стандартные программы. Они мотивированы! И, главное, что такой тур будет и прибыльным, и востребованным, и стоить вовсе не вдвое дороже стандартных программ – а, как показывает наша практика, максимум на 15-20%. Но спрос – высочайший.
— Высокий спрос на авторские туры вызывается их относительной редкостью на нашем рынке экскурсионного туризма?
— Новых маршрутов, увы, появляется мало. Рынок экскурсионных туров на каком-то этапе «застыл» на интенсивном развитии, обкатке и небольшой модернизации известных (иногда еще с советских времен) маршрутов. И именно поэтому мы видим падение спроса в «классическом» экскурсионном туризме: дело не только в экономике.
Мы видим, что аудитория просто банально устала. Почему «Золотое Кольцо» сейчас забило тревогу, и идут разговоры об обновлении? По этим же причинам. Менять надо не внешние детали, а контент самого маршрута, концепцию тура, подачу материала, включать в него новые элементы.
Рынок экскурсионных туров на каком-то этапе «застыл» на интенсивном развитии, обкатке и небольшой модернизации известных (иногда еще с советских времен) маршрутов. И именно поэтому мы видим падение спроса в «классическом» экскурсионном туризме: дело не только в экономике.
Аудитория тоже меняется: туристы все больше хотят не «знаний», а «впечатлений», «моментов». Самому «открыть» что-то неизвестное, почувствовать что «я был на этом месте» и тем более сфотографироваться и поделиться в соцсетях – зачастую для туриста теперь важнее, чем получение каких-то углубленных, специальных, знаний о том или ином объекте. Это надо учитывать.
— Какие новые авторские туры уже можно анонсировать у «Мастерской Путешествий»? Каких новинок ждать вашим туристам?
— В продажу вот-вот выйдут два наших новых тура. Мы продолжаем далее разрабатывать тему Костромы. Это продолжение нашего авторского утра «Зачарованная Глухомань». Рабочее название нового маршрута – «Костромские диковины».В него будут включены чудные маленькие патриархальные старинные города – такие, например, как Галич, Кологрив, Макарьев, новые неизвестные музеи.
Скоро выйдет в продажу и авторский маршрут «Уральские сказы Синегорья»- своеобразный зимний вариант «Древних артефактов Южного Урала».Здесь также включено много новых интересных объектов. Кстати последний маршрут занял второе место на Всесоюзном конкурсе «Маршрут года» в номинации лучший приключенческий тур.
Совсем недавно в продажу поступил новый гастрономический тур по Тверскому краю –«Кулинарная Одиссея: от Весьегонии до русской Атлантиды»,который, я уверен, найдет своих покупателей.
В разработке также находятся и совсем новые уникальные маршруты – по Липецкой области и по Ханты-Мансийску и окрестностям. Они появятся в нашем портфеле уже в следующем году.
— Есть. Конечно. В профессиональной туристической среде есть даже такой термин как «зыринг и тыринг». Я однажды услышал его от своего питерского коллеги Кирилла Соколова и термин точно отражает ситуацию в этой сфере.
Я лично знаю достаточно «известную» компанию, у которой практически создан отдел, где сотрудники заняты поиском новых маршрутов… на нашем сайте, а возможно и у других конкурентов. Новые маршруты, увы, копируются зачастую «один в один», копируются даже названия программ – не стесняясь.
Я лично знаю достаточно «известную» компанию, у которой практически создан отдел, где сотрудники заняты поиском новых маршрутов… на нашем сайте, а возможно и у других конкурентов. Новые маршруты, увы, копируются зачастую «один в один», копируются даже названия программ – не стесняясь.
Наверное, это в большей степени вопрос порядочности и воспитания, а может быть просто налицо отсутствие способности к креативу. Я думаю, что нет смысла здесь называть бренд. Большинство участников экскурсионного туррынка и так понимают о ком идет речь. Это такой новый образ хищного пирата в туризме. Знаю, что от его действий пострадали многие региональные операторы, у которых он «позаимствовал» их авторские наработки.
Защититься от этого иногда очень сложно. Авторские права в туризме – тема абсолютно не разработанная, судебных перспектив у такого рода казусов, увы, нет. Договоренности с объектами тоже не решают проблему. Например, в случае тех же московских исторических особняков довольно трудно даже «первооткрывателю» застолбить за собой какие-то эксклюзивные права.
И все же, хочу отметить, что большинство туроператоров работают с уважением к чужим наработкам. Мы, например, принципиально никогда не возьмем ничью программу: увидев интересный маршрут, мы либо сделаем в этом регионе что-то совершенно новое, либо возьмем один-два объекта для своего тура. Но брать чужое целиком – во-первых, неэтично, а во-вторых – неинтересно.
Отмечу, что даже с таким «копированием» авторский экскурсионный туризм вполне может существовать: копии в 99% случаев хуже оригинала, и туристы это чувствуют и, в конце концов, свой выбор сделают. Есть другая проблема, которая влияет на сегмент авторских туров – и гораздо сильнее, чем «плагиат».
— Какая, если не секрет?
— Это «теневой» авторский туризм. В последнее время мы, и другие участники рынка видим, как в интернете один за другим появляются сайты и группы в социальных сетях, предлагающие различного рода авторские турпродукты – причем не только пешеходные экскурсии, скажем, по отдельным городам.
Здесь и полноценные многодневные автобусные или даже железнодорожные туры по России, и даже групповые выезды за рубеж – например, один довольно известный проект на своем сайте организовывает запись в туры в Прибалтику, Португалию, Великобританию, в Италию. С перевозкой.
Благодаря несовершенству законодательства и нормативной базы, у таких компаний нет не только записи в реестре туроператоров (хотя по факту они делают полноценные туры с наземным обслуживанием, но формально занимаются продажей отдельных туристических услуг). У некоторых проектов такого рода нет и офиса. А о нормальном договоре с клиентом в большинстве случаев нет и речи.
Еще в одном проекте, который организует «бесплатные экскурсии» по Москве, с клиентов вообще деньги собирают в прямом смысле на улице – под видом чаевых. Это уже, простите, даже не «серый», а «черный» туризм.
Не состоять в реестре туроператоров, не платить страховые взносы, которые должны быть для компании, организующей туры с ночевками, не заключать договоры с клиентами, не принимать оплату на сайте, подключив онлайн-кассу – все это, разумеется, им выгодно. Только вот туроператоры на этом фоне смотрятся как «дураки, которые зачем-то за все это платят».
Рынок пешеходных экскурсий в этом смысле сейчас испытывает давление со стороны таких «теневых» игроков – какой смысл платить белой компании 500 рублей за экскурсию, когда ее можно купить за 200 или 300 р.? Или «за сколько не жалко»? Да, конечно, мы работаем в большинстве случаев с объектами, в которых подобные группы просто не пустят, и они нам не конкуренты – но я считаю, что с этим нужно уже что-то делать и как-то решать вопрос с такого рода «услугами».
Мы только за то, чтобы на рынке появлялись новые компании с интересными программами. Но равные условия должны быть для всех. Не состоять в реестре туроператоров, не платить страховые взносы, которые должны быть для компании, организующей туры с ночевками, не заключать договоры с клиентами, не принимать оплату на сайте, подключив онлайн-кассу – все это, разумеется, им выгодно. Только вот туроператоры на этом фоне смотрятся как «дураки, которые зачем-то за все это платят».
Да, я понимаю, что у Ростуризма не было полномочий, чтобы регулировать этот сегмент. Но теперь, с переходом туризма в Минэкономразвития, мы очень надеемся, что вопрос неравных конкурентных условий в сегменте экскурсионных туров будет, наконец, поставлен и решен.
Получать новости «Вестника АТОР» также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале «Академия АТОР».
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.
Авторские туры — как способ зарабатывать в путешествии
Любой человек, начавший путешествовать на накопленные в офисе средства, рано или поздно столкнется с проблемой тающего счёта в банке. Как ни минимизируй свои расходы, но если финансового притока нет, то фиаско неизбежно и придётся рано или поздно вернуться на родину, чтоб снова добыть средства к существованию и продолжению путешествий. Но всегда ли нужно возвращаться? Ведь есть методы заработка в пути. Один из них – организация авторских туров, и Иван Лешуков сегодня расскажет нам на собственном опыте об этом способе.
Что такое авторский тур и почему сегодня на них есть спрос
Авторский тур, или авторская поездка – это любая форма организации путешествия без участия крупного туроператора, но с помощью более опытного в этом деле человека. Это может быть поход в горы Кавказа, поездка в другую страну, сплав на рафтах в горах Перу, экспедиция в Якутию и даже круиз на яхте по Карибам. Такая авторская поездка – некое промежуточное звено между вояжами по путёвке и самостоятельными путешествиями. Они существуют уже давно, но начали набирать популярность лишь недавно, так как туристические фирмы сейчас разоряются и закрываются, не вызывают доверия, да и надоело уже многим ездить по путёвкам. Но и решиться на полную самостоятельность в первый раз могут не многие, поэтому спрос на авторские поездки есть и он растёт. К тому же, зачастую, авторские туры бывают в такой труднодоступный регион, куда самостоятельно поехать будет дороже, сложней и опасней. Папуа, например, или некоторые регионы Африки, сложные горные маршруты.
Есть авторские туры похожие на поездку по путёвке, но только с перемещениями, приключениями, всяческими активностями. Есть и такие, в которых участников подготавливают к самостоятельным путешествиям: учат искать дешевые отели, общественный транспорт, общаться с местными, торговаться и т.д. Количество человек тоже может быть самым разным, у меня было от 1 до 9 человек, но лично знаю человека, который водит группы в Индонезию по 12 человек, а в Адыгею аж по 20… У меня три раза была «группа» из одного человека — в этом случае поездка для меня получалась что называется «в нули», или в небольшой минус.
Мой дебют на Суматре — единственный клиент
В общем, это достаточно широкое понятие и нужно сперва определиться с формой именно вашей авторской поездки. Может это будут горные походы, может, обучающие поездки для новичков в Таиланд, может серьёзные экспедиции на Папуа или Мадагаскар, возможно, какие-то узкоспециализированные поездки, например, орнитологические туры на места зимовок птиц в Африке, фототуры в Исландию и т.д.
Какую страну выбрать и какой маршрут
Если вы решили попробовать зарабатывать на проведении авторских туров, то нужно определиться и с конкретным местом его проведения. Лучше всего выбрать страну, которую лучше всего знаешь, где провёл больше всего времени, возможно, даже выучил язык. Для меня, например, таким плацдармом стала Индонезия – огромная страна с морем возможностей. Это просто непаханое поле, а не страна! Если знаешь местный язык – огромный плюс. Меня очень выручает знание индонезийского языка, так как часто я вожу своих туристов там, где вообще никто не говорит по-английски и не пытается научиться.
Идём в гости в традиционную деревню каро Докан
Очень перспективная страна для авторских туров – Бирма. Интерес к этой стране растёт год от года, возможностей для интересных маршрутов – море, информации пока не много. Конкурентов нет почти. Лафа! Хватайте, пока не забрали.
Определившись со страной, можно подготовить несколько маршрутов – попроще, посложней, разной продолжительности. Самая ходовая продолжительность 10-14 дней. Гораздо реже бывают маршруты длительностью 3 недели и больше. У меня, например, был как-то тур на Суматру на месяц. Но это исключение. Сейчас, в кризис, идут только недолгие и дешевые варианты — на недельку, максимум на 10 дней. Маршрут нужно досконально изучить: подобрать отели, кафешки, транспорт, экскурсии, достопримечательности.
Бывают туры, в которых туристам предоставляется возможность самим выбрать отель, кафешку, способ перемещения. Но такая форма организации подойдёт не для каждого маршрута и только для маленькой группы. Чем больше группа, тем жёстче надо всё организовывать и планировать, чтоб не было никаких брожений и блужданий.
Как организовать и провести поездку
Составив маршрут, стоит проехать по нему самому, распланировать время, заключить устные договорённости с владельцами отелей, водителями, если планируете брать машину для переездов. Полезно составить некий алгоритм на каждый маршрут, где будет отмечено когда, что и как, а также указаны контакты всех задействованных в поездке местных – гидов, водителей, владельцев отелей. Когда группа соберётся, купит билеты, нужно обзвонить всех этих лиц и предупредить их о том, когда и где они будут задействованы, забронировать номера в отелях, если есть необходимость.
Договариваюсь с местным гидом о трэккинге в Букит Лаванге
Ну а дальше встречаете группу в аэропорту и вперёд – к приключениям. Если какое-то звено в вашем маршруте нестабильно, стоит заранее предупредить клиентов, что возможны накладки, нестыковки, какие-то замены и импровизации по ходу.
Я, например, сразу пишу, что руководитель поездки вправе изменить маршрут в зависимости от погоды, состояния участников и прочих обстоятельств без ущерба для качества поездки. На такую фразу клиенты реагируют абсолютно адекватно, но в случае чего она может вам сильно облегчить жизнь, если что-то сорвётся. Предупреждал же, ребята!
Чем больше в группе народу, тем жёстче нужно строить людей, увы. Толпой нужно командовать, иначе она разбредётся, а то и вообще устроит саботаж. Поскольку командовать я не люблю, предпочитаю группы в 4 человека – это оптимальное количество. Но я знаю ребят, которые водят и по 10, 12 и даже 25 человек. Тут уж, извините, без кнута, пряника и лидерских качеств не обойтись.
Оплата поездки может быть по факту, предоплата, часть до, часть после. Я не придерживаюсь каких-то строгих правил в этом плане и бывает по-всякому, обычно – по факту в долларах или в индонезийских рупиях.
Поездку можно проводить по двум схемам – открытой и закрытой. В первом случае участники оплачивают ваши фиксированные услуги проводника, допустим 10 тысяч рублей с человека, а всё остальное: еду, проживание, транспорт, входные билеты оплачивают сами. Такая схема часто вызывает большее доверие, но не удобна, проще брать всё в свои руки платить за всех по всем счетам. Тогда в анонсе тура объявляется цена пакета, куда включено почти всё: проживание, ваши услуги, транспорт, отели, оплата экскурсий, входных билетов. Это закрытая форма – туристы не знают, что сколько стоит, если не спросят, конечно. Не надо объяснять что сколько стоит, собирать деньги с участников чуть ли не каждый день, считать всё по сто раз. Все свои предыдущие поездки я провёл по открытой схеме, но сейчас перешёл на закрытую, поскольку замаялся уже, да и начал сотрудничать с туроператорами авторских туров, а они работают только по закрытой схеме.
Лезем в пещеру на Суматре
В будущем я планирую проводить ещё поездки по открытой схеме с уклоном в обучение самостоятельным путешествиям. Чтоб участники проявляли больше самостоятельности: сами искали отели, транспорт, достопримечательности. А я буду типа гуру: наставлять, исправлять косяки, указывать верный путь. И мне весело и начинающим путешественникам польза и тренинг на местности. Тем более, небалийская Индонезия не такая лайтовая в пути, как тот же Таиланд и мои знания могут пригодиться даже путешественникам со стажем. У меня, например, были клиенты много раз бывавшие в Тае самостоятельно, но все никак не решающиеся поехать на Суматру, или Сулавеси.
Где давать рекламу и как раскрутиться
Подобрать и составить маршрут – это треть работы. Самое главное – найти людей, желающих поехать. Если есть блог, где вы рассказываете о своём путешествие – отлично. Блог – серьёзное подспорье. Можно завести отдельный сайт о поездках, как например мой Поехали в Индонезию.
Самые высокие результаты в наш 21 век показывает… сарафанное радио. Сначала будут приходить знакомые ваших знакомых и друзья друзей. И это очень важный этап. Не смотря на всеобщую интернетизацию, вес сказанной устно информации гораздо выше, поэтому больше общайтесь с людьми и рассказывайте, чем вы занимаетесь. Если вы хорошо изучили страну, например, ту же Бирму – устаивайте лекции в клубах туристов, библиотеках, йога-центрах, антикафе, везде, где только можно. Используйте проектор, крутите фотки и вещайте.
Если ваш блог раскручен, то можно и даже нужно провести встречу с читателями. Живое слово есть живое слово и ни одна даже самая полезная интернет-писанина его не заменит!
Можно давать рекламу в социальных сетях, в том же ВК. На своей страничке, в сообществах региона, где проводите туры, например, если водите по Таю, давайте рекламу не только в группах по Таиланду, но и по Индонезии, Вьетнаму, по другим странам ЮВА.
Так же в качестве рекламных площадок подойдут тематические форумы. Можно размещать на них анонсы туров (через админов), а они будут брать себе процент с каждого пришедшего от них клиента. Какие это могут быть форумы? Например по Таю есть есть несколько темтических форумов типа Иван Сусанин, Фарангфорум, по Камбодже — Барангфорум. В моём случае — Балифорум.
Есть замечательные сервисы по поиску экскурсий, например, Экскурсиопедия. Там можно давать объявления о своих поездках с продолжительностью несколько дней. На Спутнике и Трипстер – только однодневные экскурсии. Поэтому, если на вашем маршруте есть какой-то известный город, типа Бангкока, Ханоя, Пекина – разработайте однодневную экскурсию и дайте объявления и на этих сайтах. Это будет дополнительным заработком и рекламой ваших больших туров.
Так же полезно устраивать акции, скидки, всячески креативить. Я, например, сейчас набираю группу Сказочная Ява, и предлагаю поучаствовать в этой поездке по себестоимости за отзыв и рекламу в соцсетях, блогах, СМИ моих будущих туров. Положительные отзывы очень много значат, поэтому можно предлагать периодически принять участие в том или ином туре за отзыв или рекламу (если вдруг человек имеет раскрученные группы в социальных сетях или как то связан со СМИ).
Кроме этого я практикую сотрудничество со своими коллегами в других странах, так, например, я размещаю на своём сайте анонсы поездок в Индию, Непал и Шри-Ланку от мастерской путешествий Другие Дороги, а они в свою очередь на своём сайте делают анонсы моих поездок по Индонезии.
Перспективы развития
Если ваши маршруты будут интересны, о них будут говорить, расшаривать и возможно будет даже так, что спрос превысит предложение. В таком случае можно нанять помощников, которые будут водить народ по самым ходовым маршрутам. Так же можно поставить человека на проведение коротких дневных экскурсий в каком-нибудь крупном городе. Пусть он водит ваши однодневные экскурсии через Экскурсиопедию, Трипстер, Спутник и другие ресурсы. То есть часть работы можно делегировать. Например, известный гид по Бангкоку Антон Дряничкин работает сейчас с двумя помощниками. Но он уже 5 лет в строю, отлично раскрутился, все его знают. Я думаю, что мне потребуется такой помощник примерно через год-полтора. Так что ищу кандидатуру. Если вы хорошо знаете Индонезию, ещё лучше – индонезийский язык – милости прошу поработать вместе.
Можно сотрудничать с фирмами, агрегирующими авторские поездки, или создавших свой мощный, раскрученный бренд и даже устроиться туда работать на постоянку. Например, это Ассоциация Свободных Гидов, Клуб путешественников «Миры», Тайный Меридиан, Магазин Экспедиций, команда Михаила Кожухова, CheapTrip, Paganel Studio и т.д.
Я, например, сотрудничаю с Ассоциаций Свободных Гидов, Тайным Меридианом и Магазином Экспедиций. Формы сотрудничества могут быть две:
1. Вы анонсируете на их ресурсе свои программы и турфирма берёт определённый процент за каждого пришедшего от них клиента.
2. Вы работаете по программам турфирмы как внештатный гид за зарплату (обычно около 80 долларов в день + проживание + перелёты по программе).
Минусы и подводные камни
Стоит понимать, что работая гидом на территории другой страны, чаще всего, вы работаете нелегально. Я не эксперт по законодательству стран ЮВА, но в Индонезии, Таиланде и Малайзии такая работа не легальна точно. Поэтому нужно всегда проявлять определённую внимательность и осторожность. Тут всё сильно зависит от региона, например на Бали риск спалиться гораздо выше, чем на Суматре, Сулавеси или Папуа. Там где мало туристов, местные будут рады тому, что вы даёте им хоть какую-то работу и стучать на вас им будет просто не выгодно, да и в голову не придёт по доброте душевной. На Бали, в Паттайе, Пхукете люди позлее, менты поактивнее и я, например, просто там не отсвечиваю вообще. Я вожу клиентов по всей Индонезии, но кроме Бали. Ну если только проездом.
Это был первый минус, теперь второй. Заработок поначалу будет очень нестабилен. Да и нынешняя ситуация с умирающим рублём стабильности в доходах никому не добавляет. Поэтому готовьтесь в случае чего ездить в промежутках между турами автостопом, жить по каучёрфингу или на случайных вписках, питаться из помоек бомж-пакетами.
С 0 в кармане начать этот бизнес не получится, нужно иметь определённый запас денежных средств на поддержание штанов.
Ещё для кого-то будет минусом то, что нужно очень много мотаться по стране. Сначала для того чтоб разработать маршрут, договориться с нужными людьми (местными гидами, водителями, хозяевами отелей и т.д.), ну а потом с клиентами. За мой предыдущий 10-тимесячный вояж в Азию я нигде не останавливался больше чем на неделю. Возможно при должном уровне раскрутки получится снять где то домик, жить там и иногда куда-то выезжать, проводить туры. А потом снова в гнездо. Но в первое время так точно не получится. Хорошего гида ноги кормят! Перемещений в пространстве будет очень много.
Мой опыт
Расскажу подробней о моём опыте. Больше всего времени в путешествиях по ЮВА я провёл в Индонезии, особенно на огромной Суматре, территория которой лишь немногим меньше Таиланда. Сначала зарабатывал в России, в контактном зоопарке, но где-то два года назад мне пришла в голову мысль попробовать зарабатывать на авторских турах, этому как раз поспособствовал тур Олега в Таиланд. Разработал простенький маршрутик по Суматре, анонсировал его на своём блоге и в мае 2014 года провёл. Правда, был всего 1 человек. И заработка как такового не было. Но и минуса тоже.
Одна из моих первых поездок: катаемся на мотобайках на озере Тоба
Потом я вернулся в Россию и лето посвятил поиску клиентов и разработке новых маршрутов. Создал сайт Поехали в Индонезию, на котором анонсирую свои будущие поездки и выкладываю отчёты о уже состоявшихся. Набрал несколько групп и успешно их провёл (Суматра, Ява, Сулавеси). Среди них были даже православные паломники со священником из Кемерово. Паломники на Суматре – представляете? Я и сам до сих пор не верю, что такое бывает.
Русские паломники в православном храме Медана
Вот ещё бы чукчей на Папуа привезти))) Есть у кого знакомые в Анадыре?
Часто ко мне обращаются напрямую с просьбой подготовить и провести какую-то специальную программу по Индонезии — я же знаю индонезийский язык и могу, в принципе, организовать всё что угодно. Из 6 моих поездок, 4 были именно такими, неанонсированными нигде. И ещё 2 программы, запланированные на предстоящий сезон тоже спецпоездки. Просто люди видимо ищут спеца по Индонезии и обращаются напрямую со своими запросами. Это ещё один плюс за раскрученный блог по вашей теме и знание языка страны, в которой чаще всего путешествуете. Минус таких спецпрограмм в том, что часто приходится менять планы и куда-то ехать на разведку и подготовку. Но зато интересно и дополнительная мотивация сорвать свою попу с насиженнго гестхауса или вписки.
Сейчас решил специализироваться на экологическом туризме и поездках для энтомологов (я биолог по образованию, до сих пор не ровно дышу ко всем букашкам). Была одна группа энтомологов на Суматре и ещё одна планируется в следующем году. Плюс просят разведать Хальмахеру — придётся и туда когда-нибудь ехать.
Поездка с энтомологами – фотоаппарат постоянно в режиме макросъёмки
Мой предыдущий 10-месячный вояж по Индонезии, Таю и Малайзии был осуществлён полностью на средства от проведённых авторских туров. То есть на полную автономность и самоокупаемость я вышел через 1 год от начала. Теперь задача увеличить доход, так как в планах путешествовать не только по ЮВА, но и по Китаю, Японии, Средней Азии, Южной Америке, Африке.
Сейчас у меня грандиозные планы на Яву, Суматру, Сулавеси в ближайшей перспективе и на Папуа, Флорес, Молукки и Калимантан в долгосрочной. Следите за новостями на моём Блоге странствующего натуралиста
Буду очень рад ответить на все вопросы, помочь советом, а если у вас был опыт организации авторских поездок – обсудить детали. Хотите стать моим компаньоном и помогать мне проводить поездки по Индонезии – тоже обращайтесь.
Большой выбор отелей есть на Booking.com. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru.ru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.
Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю свои рейтинги: ТОП для Азии и ТОП для Шенгена. Постоянно читаю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками. Как показывает практика, дешевле и удобнее всего покупать у агрегаторов: Polis812 или Черехапа.