bohemian kitchen кто это такой

Авангард в кулинарии: достижения химии и физики на кухне ресторана

Интуитивная кухня проб и ошибок уходит в прошлое. Для современных поваров повседневностью становятся достижения химии и физики, оборудование из научных лабораторий и высокие технологии

«Главное свойство пектиназы — расщеплять стенки растительных клеток, — говорит рыжебородый лаборант в белом халате. — Под ее воздействием полисахариды, из которых эти клетки состоят, распадаются до более простых молекул и выпадают в осадок». Молодой ученый делает паузу и достает из холодильника мандарины. То, что я приняла за лабораторию, оказывается обычной кухней. Лаборант одет в поварской китель, а лекция по химии предназначена для шефов. «Лаборант» снимает кожуру с мандаринов, разбирает на дольки, помещает их в чашу с водой и добавляет десять капель пектиназы. Через некоторое время в чаше идеальные по форме и виду дольки без каких-либо признаков пленок на поверхности.

Прикладная химия

Любителя экспериментов с мандаринами зовут Сергей Малевич. Шесть лет назад он начал работать шефом. Сегодня продолжает карьеру как популяризатор научных достижений в современной кулинарии. «Я очистил десятки килограммов цитрусовых от пленок вручную, — говорит Сергей. — Помню помятые дольки, много сока в отходах и много потраченного времени. Если бы я тогда знал о существовании пектиназы!»

Сергей показывает холодильник, где хранятся разные препараты. Это все те же добавки, что вошли в моду в начале XXI века на волне популярности молекулярной кухни. Так прозвали направление в гастрономии, где экспериментировали с видом, формой, цветом и вкусом еды.

«Даже в быту некоторые изобретения полезны, — рассказывает Сергей. — Я делал шаверму для друзей, а магазинная сметана была жидкой. Добавил щепотку ксантановой камеди — и получил идеально густой соус».

По мнению шефов, ксантановая камедь, открытая в 1950-х годах, стала лучшим изобретением человечества после открытия дрожжей. Этот полисахарид в природе используют бактерии Xanthomonas campestris, чтобы им было проще скользить по капустному листу. Ксантан может загустить все что угодно. Он безвкусный, и его не надо так много, как крахмала, который в больших количествах губит любой соус.

«Главное — не слишком увлекаться, — говорит Сергей. — С помощью трансглютаминазы, фермента, активирующего соединение аминокислот, ты можешь склеить мясо и рыбу так, что это будет единый продукт. Но зачем? Во всем нужен здравый смысл».

© Предоставлено: Вокруг света Сергей Малевич, шеф-повар

Экономика впечатлений

На открытой кухне ресторана Mr.Bo семеро человек одновременно режут, жарят, парят и занимаются сервировкой. Шефы Дмитрий Богачев и Эльдар Мурадов беседуют со мной, временами кидая оценивающие взгляды в сторону рабочего цеха.

«Машина хорошо делает полуфабрикаты, заготовки. Но это не то, зачем вы приходите в ресторан, — говорит Дмитрий. — У еды должен быть вау-эффект. Здесь важно сочетание вкусов, общая эстетика. Машины в этом не сильны».

Дмитрий рассказывает о возможностях кухонной техники без эмоций и восторга. Да, миксер обладает такой мощностью, что может размолоть в пыль даже мобильный телефон. Гомогенизаторы могут измельчить и смешать любые продукты, превратив их в мороженое, пюре или паштет с шелковистой однородной текстурой. Аппарат для вакуумирования незаменим для маринования, потому что маринад в условиях вакуума проникает в продукт быстрее и глубже.

«Но оставьте меня без машин на кухне, и я приготовлю все сам на отлично, — говорит Дмитрий. — Другое дело, что при таком подходе мне придется сократить количество столов в зале до одного или двух».

Технологии второстепенны. Машины ускоряют и упрощают работу, помогают уменьшить себестоимость блюда.

«Мне было бы достаточно иметь на кухне печь. Даже холодильник не нужен. Сходить на рынок утром — и купить все необходимое на день, — мечтательно говорит Дмитрий. — Такое удовольствие — готовить простую, но безумно вкусную еду. Без особого украшательства».

© Предоставлено: Вокруг света Дмитрий Богачев и Эльдар Мурадов, шефы ресторана Mr.Bo

Безграничное творчество

Шеф Артем Гребенщиков, командующий на кухне ресторана Bourgeois Bohemians, — прирожденный экспериментатор и человек, способный перевести на язык гастрономии что угодно. Даже высказывания современных художников. Чем он и занимался несколько лет в ресторане при музее современного искусства, создавая еду по мотивам выставок. Сделать «снег» из угря с помощью полисахарида мальтодекстрин, превратить авокадо в сорбет, пропустив его через гомогенизатор, — обычное дело.

«Шеф, конечно, должен уметь использовать все изобретения, — рассказывает Артем. — Но когда ты это уже прошел, то понимаешь, что достаточно классических техник. И совершенствоваться нужно именно в классике, а не в том, как управлять очередной модной машиной».

По сути, говорит Артем, в ресторанном деле ничего не меняется. Температурная обработка, ферментация и механическое воздействие — эти базовые кухонные процессы существуют тысячелетия.

Создание блюда, по словам Артема, можно разбить на пять шагов. На первых двух этапах — изучение химического состава продукта и подбор оптимального способа обработки — технологии показывают себя хорошо. Далее: выбор вкусовых пар, баланс и пропорция разных ингредиентов в блюде, красота подачи — технологии бессильны.

«Машина работает по заданному стандарту, что удобно, надежно, но скучно, — объясняет Артем. — Когда у тебя есть беспредельные возможности для творчества, зачем себя ограничивать?»

© Предоставлено: Вокруг света Артем Гребенщиков, шеф на кухне ресторана Bourgeois Bohemians, фото: Iaroslav Frolov aka Foodruk

Гастрономическая физика

В ресторане Recolte театральное освещение. Сцена здесь — стол. Зрители, то есть гости, остаются в тени. В лучах софитов появляется первая перемена блюд: тарталетки с косулей. Коралловый цвет мяса, прозрачно-желтые кружки маринованной кольраби, невесомые белые чипсы из лука порея и лепестки васильков. Цветовая палитра в духе импрессионистов.

Шеф ресторана Алексей Алексеев выходит с кухни узнать о произведенном впечатлении. Он говорит, что наука и упростила, и усложнила его жизнь. С одной стороны, ты теперь точно знаешь, что именно и каким образом влияет на восприятие вкуса человеком. С другой стороны, все это надо помнить и учитывать при создании рецепта.

«Я все время учусь. Читаю книги по химии еды, по гастрономической физике, — говорит Алексей. — Учитывая, что я могу это делать только в свободное время, приходиться жертвовать сном».

Алексей признается, что порой получает импульс вдохновения с помощью искусственного интеллекта. Придумывая новое блюдо, он смотрит на подсказки приложения Food Pairing, созданного при участии ученых, инженеров и шефов лучших ресторанов. Это большая база данных, где каждый продукт разобран на ароматические и вкусовые составляющие с помощью метода газовой хроматографии. Анализируя информацию, алгоритм выбирает оптимальные по сочетанию пары продуктов — как очевидные вроде рыбы и лимона, так и весьма нетривиальные.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой© Предоставлено: Вокруг света Алексей Алексеев, шеф ресторана Recolte

«Вряд ли мне пришла бы в голову идея соединить в одном блюде белый шоколад и черную икру, — рассказывает Алексей. — Это сочетание предложил алгоритм. Я попробовал сделать: вкусно! И это настолько новый опыт, что ты испытываешь сильную эмоцию. А ведь это и есть моя главная задача — дарить людям эмоции».

© Предоставлено: Вокруг света

«Духи» из рябины

Рябиновые «духи» могут стать интересной заправкой для морепродуктов. Например, для сашими из гребешков.

Рецепт шефа ресторана Recolte Алексея Алексеева

. (от массы полученного сока)

Масло косточек винограда. 0,003%

Свежевыжатый сок рябины загружаем в колбу роторного испарителя и запускаем процесс перегонки жидкости. В результате мы получим бесцветную жидкость с ярким ароматом рябины. Добавляем остальные ингредиенты, превращая все в однородную эмульсию с помощью блендера-эмульгатора. Масло косточек винограда и 96% спирт сделают аромат «духов» стойким.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, октябрь 2021

Источник

Темная сторона московского общепита: Как дарк-китчен приходят на смену ресторанам И приучают клиентов не бояться еды из доставки

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Вместо меню — фотографии блюд на экране телефона. Вместо официантов — курьеры в желтой или зеленой форме. А вместо шумного зала — любимое кресло перед монитором, где можно поесть не выходя из зоны комфорта. Дарк-китчен — заведения, работающие только на доставку, — основательно вошли в жизнь москвичей: они составляют 24 % от всех кафе и ресторанов, подключенных к «Яндекс.Еде». Скорее всего, если вы решите заказать роллы в спальном районе после полуночи, «Филадельфию» и «Калифорнию» вам привезут именно с местной дарк-китчен. Раньше горожане относились к таким заведениям с некоторым недоверием, но после локдауна доставка еды стала понятной и привычной, а темнота кухонь, кажется, больше не пугает даже самых осторожных и привередливых.

Мы узнали, как работают московские сетевые дарк-китчен, почему им все равно нужны рестораны-витрины и чем темная кухня отличается от призрачной.

Темный — новый черный

«Много лосося» — сетевая темная кухня с 26 точками по всей Москве. Бренд уже давно известен пользователям Delivery Club, а на прошлой неделе он также появился в «Яндекс.Еде». Большинство блюд действительно содержат щедрую порцию лосося, но помимо суши и поке в ассортименте есть еще и пицца, куриные наггетсы, картофель фри, а также еда для котов — креветки и тунец с кошачьей мятой. «Много лосося» запустили в 2018 году Александр Мутовин и Яков Менделеев — выходцы из корпораций, до этого никогда не занимавшиеся ресторанным бизнесом. Мутовин вспоминает, что в то время на фуд-рынке было два заметных тренда: доставка и гастромаркеты. Предприниматели остановились на первом и, как показало время, не ошиблись. «Фуд-корты сейчас не появляются — все, люди наелись. Зато мы начинаем больше ценить свое время и возможность, вместо того, чтобы час в день тратить на поход за продуктами и готовку, позалипать в соцсети. По статистике, готовить не любят две трети людей. Потому доставка показала себя более сильной тенденцией», — говорит Александр.

У Мутовина и Менделеева есть несколько виртуальных брендов: помимо «Много лосося», это еще и «Ролл номер один», «10 идеальных пицц» и YAJI — тоже суши, но в более бюджетной версии, где лосося поменьше. Блюда для всех готовят на одних и тех же темных кухнях. Предприниматели планировали запускать и другие виртуальные бренды, например, «Скрепы» с русской кухней и «500 калорий» со здоровым питанием, но оба проекта не взлетели. Александр Мутовин рассказывает, что оливье с икрой и винегрет с лососем из «Скреп» были ближе к блюдам из ресторана «Пушкин», чем к обычной еде из доставки, и, соответственно, оказались достаточно дорогими. А «500 калорий» не пользовались популярностью, потому что «заказ еды нужен для того, чтобы себя побаловать, а не поддержать свой ЗОЖ-настрой».

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такойФуд-корты сейчас не появляются — все, люди наелись

Еще одна московская сеть темных кухонь Bright Kitchen (основатель Михаил Рейдер называет ее фудтех-платформой) объединяет бренды «Варламов.Есть», «Ведомости ланч», Curry on! и «Кухня 420». Благодаря партнерству с блогером Ильей Варламовым и изданием «Ведомости» Bright Kitchen экономит на маркетинге: партнеры получают роялти — проценты с продаж, потому им самим выгодно продвигать бренды среди своей аудитории. Сейчас компания запустила по тому же принципу еще один бренд — Signature Kitchen, но только на этот раз блюда придумывают и продвигают сразу несколько известных людей. Например, в меню Signature Kitchen можно найти пирог с курицей и гречкой от ресторатора Алексея Зимина или баранину на лепешках из зеленой гречки от гастрожурналиста Марианны Орлинковой.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Как выглядит ресторан будущего — без столиков и официантов Что происходит в dark kitchen блогера Ильи Варламова

Источник

«Тёмная сторона кухни» — чем живут сервисы доставки готовой еды

Как dark kitchens изменились за время пандемии и что происходит на этом рынке в России и в мире.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Обложка: Катя Павловская для Skillbox Media

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Копирайтер и SMM-специалист. Пишет про бизнес и технологии, работает с «Билайном», Yandex.Cloud и TexTerra.

Да что вообще такое dark kitchen?

Dark kitchen в переводе с английского — тёмная кухня. Ещё этот сегмент называют «кухня-призрак» (ghost kitchen) или «облачная кухня» (cloud kitchen). В основном он работает только на доставку, конечные клиенты не видят кухни и не посещают ресторан — встречаются только с курьером. Отсюда таинственное название.

Для предпринимателей dark kitchen может быть выгодным решением. Владелец ресторана отказывается от дорогостоящей аренды, точки производства часто располагаются в нелюдных местах. Главное для таких сервисов — оперативно доставлять заказы. Плюс снижаются затраты на персонал: здесь не нужны бармены, хостес и официанты.

Для клиентов плюсов не меньше. Пожалуй, самый важный — быстрая доставка. Если вы заказываете блюдо из обычного ресторана, его могут везти полтора или два часа. Модель ghost kitchen делает ставку на скорость — срок ожидания заказа становится меньше часа. Призрачные кухни берут количеством: стремятся покрыть максимальную территорию своими точками. Они настолько уверены в себе, что иногда заявляют, что готовы оплатить следующий заказ, если опоздают хоть на минуту.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

За счёт чего достигается скорость? Зона доставки точки не превышает нескольких километров. Плюс в облачных кухнях уделяется максимальное внимание скорости готовки — большинство ингредиентов, а иногда даже блюд, уже готовы. Остаётся только доставить их клиенту.

Новая реальность

Ещё одним очевидным фактором роста оказалась и пандемия. По данным исследования Tinkoff Data (есть у Skillbox Media), продажи доставки еды в России выросли в четыре раза — только за 2020 год.

На доставку обратили внимание даже те, кто работал исключительно офлайн. Но не все добились успеха. В Вашингтоне, например, открылся полноценный призрачный фудкорт — его назвали Ghost Line DC. Ресторатор старой школы Аарон Гордон собрал несколько поваров под одной крышей и запустил доставку. Концепция была в том, что это не универсальное заведение, которое готовит и суши, и пиццу, и немецкую рульку, а целая группа ресторанов, каждый из которых специализируется на определённой национальной кухне. И делает эти блюда хорошо.

Потребители, правда, амбициозную задумку не поняли. Гордон не смог объяснить людям, что они платят за концептуальные блюда, а не за обычный сервис, где зачастую один или несколько поваров готовят буквально всё. В итоге «призрачный фудкорт» стал обычным офлайн-фудкортом — с ценами повыше фастфуда, хорошим баром и музыкой на веранде по выходным.

Так в чём же секрет? Создатели проекта «Кухня на районе» считают, что в ghost kitchen надо делать проще. Этот сегмент про понятные блюда с быстрой доставкой в любой части города. «Если ты живёшь в большом городе и увлекаешься своим делом, нет ни времени, ни желания готовить еду. Выйти на бизнес-ланч для „офиса“ — определённый ритуал, но даже это тратит уйму времени», — признаётся создатель проекта Алексей Колесников, по совместителю сооснователь «Рокетбанка».

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Сегодня у проекта точки во многих районах Москвы, появляются кухни в области. Меню ротируется каждую неделю: даже домашняя еда может наскучить. За этим компания следит внимательно: прогноз продаж котлет и борща составляет целая команда аналитиков.

Что во главе успеха?

Чтобы быть успешным на рынке ghost kitchen, необязательно готовить одни котлеты и борщи. Концепцию ресторатора из Вашингтона успешно реализовали в России. Речь о проекте Carrots Kitchen — он объединяет шесть ресторанных концепций и работает на рынке вот уже три года.

«Мы выбрали модель dark kitchen, потому что она позволяет делать несколько важных вещей. Во-первых, мы экономим на стоимости помещения и официантах — и можем поделиться этой разницей с клиентом. Покупатель получает еду ресторанного качества дешевле. Во-вторых, на одной кухне работает сразу несколько ресторанных концепций — мы загружаем наши площади оптимальнее традиционных ресторанов. Плюс к этому тестировать и запускать новые концепции можно очень быстро», — комментирует Мария Мазо, исполнительный директор Carrots Kitchen.

Один из возможных факторов успеха — личный бренд основателя. Первым проектом будущего Carrots Kitchen стал сервис «Варламов.Есть» — его запустил известный московский урбанист Илья Варламов. Ценник был повыше, чем в «Кухне на районе», — но, как заявляют в компании, современная аудитория поддержала идею быстрой и вкусной еды и была готова платить за это хорошо.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

«Бренд Ильи был для нас очень важен, особенно на старте. Он позволил привлечь первых клиентов. Но их важно не только привлечь, но и удержать — это мы делаем уже не за счёт бренда Ильи, а за счёт качества блюд. И в этом мы добились успехов», — заключает Мазо.

Всё начинается с пиццы

Чтобы выйти на рынок ghost kitchen, можно и не мудрствовать лукаво. Сервис FoodBand начал с беспроигрышного варианта — пиццы, которая точно понравится большинству потенциальных клиентов. Примечательно, что проект появился ещё в 2013 году, когда фудтех в России только зарождался.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Артём Халимоненко

основатель ресторанов доставки еды FoodBand

Фото: страница Артема Халимоненко в Instagram

«FoodBand родился из опыта других проектов. В 2007-м я делал сайты для службы доставки в Питере. Когда увидел, что направление рабочее, — решил запустить собственный сервис. Мы сразу начали с модели dark kitchen: она гораздо экономичнее. Чтобы открыть обычный ресторан, нужно 10–15 миллионов, в случае с облачной кухней можно вполне уложиться в 6 миллионов и даже меньше».

Сегодня у сети 14 кухонь, которые готовят не только пиццу, но и роллы, гавайский поке, салаты, закуски под просмотр футбола, десерты — практически всё, что подпадает под определение «праздник живота». Подобный бизнес удобно развивать по модели франшизы. Если производство в собственности, есть налаженная операционная система — почему не удовлетворить бизнес-спрос?

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

«Наша компания владеет брендом, технологиями и IT-системой. Новые точки открываются по франшизе. Головная компания обеспечивает лояльных клиентов, организует рекламу, а точки, в свою очередь, качественно обслуживают территорию. У нас есть ещё одна компания, которая делает заготовки теста для пиццы, чтобы оно было всегда на уровне — независимо от точки.

Сейчас в наших планах выходить на всю Россию. Думаем над новым форматом мини-кафе без пиццы, чтобы франчайзи в маленьких помещениях было проще с вытяжкой, — в общем, планов действительно много!»

Пандемия — горе или радость?

Когда общаешься с создателями проектов ghost kitchen, хочется спросить про пандемию. И выяснить — правдивы ли цифры кратного роста, о которых говорят исследования. Спойлер — не всё так однозначно.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Мария Мазо

исполнительный директор Carrots Kitchen

Фото: личный архив Марии Мазо

«Пандемия, безусловно, ускорила развитие доставки. Но, кроме роста, принесла и сложности. Сейчас ресторанам и дарк китченам как никогда трудно найти персонал на кухни. Часть людей уехали из Москвы в регионы, часть не согласны с обязательной вакцинацией. Ещё за это время сильно выросла конкуренция. Другие дарк китчены тоже выросли, и ещё больше ресторанов стали доставлять свою еду».

Ещё одна важная проблема пандемии — потеря заказов в центре города. В апреле 2020 года «офисники» покинули бизнес-центры и спрос упал.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

«Я бы сказал, что прирост 2020 года нас коснулся не сильно, потому что у FoodBand очень много заказов были „офисными“, плюс заказы на дни рождения и корпоративы. И вот когда „офисники“ резко пропали, была небольшая просадка. Но люди знали наше качество, поэтому постепенно стали заказывать на дом. Рост пошёл к осени 2020 года, мы стали больше заниматься рекламой и продвижением. В итоге выросли на 40%, но это было далеко не так просто и не сразу.

«Кухня на районе» столкнулась с простоем производства. Чтобы компенсировать потерю заказов в период карантина, сервис придумал «Социальный набор на весь день». Сет еды на завтрак, обед и ужин по беспрецедентно низкой цене — 492 рубля. По словам основателя, операционной прибыли от них нет — компания работает в ноль. Их сделали просто для того, чтобы поддержать клиентов в сложный период и сохранить рабочие места за сотрудниками.

bohemian kitchen кто это такой. Смотреть фото bohemian kitchen кто это такой. Смотреть картинку bohemian kitchen кто это такой. Картинка про bohemian kitchen кто это такой. Фото bohemian kitchen кто это такой

Куда мы движемся?

Так или иначе, сегмент ghost kitchen действительно растёт. Об этом говорит интерес инвесторов. Летом 2020 года 85% «Кухни» выкупило О2О — совместное предприятие «Сбера» и Mail.ru. А проект Carrots Kitchen в 2020 году привлёк более 100 млн рублей — часть денег вложили создатели проекта, но большую из них — инвестор со стороны.

Российские компании пытаются зайти даже на глобальный рынок. «Яндекс» покоряет мир в сегменте e-grocery — это доставка готовой еды, продуктов и товаров повседневного спроса. Сервис «Лавка» запустили в Париже, Тель-Авиве и Лондоне. На зарубежном рынке он работает под международным брендом Yango Deli. Будет ли успешен проект за границей — покажет время. Но говорить о серьёзных амбициях в мире — пока рано, считает Андрей Парамонов, президент Ассоциации гастрономического туризма России.

«На глобальном рынке мы всё ещё отстаём. Только в США полторы тысячи призрачных кухонь. В России, быть может, это количество измеряется парой десятков. Причина в сценарии мирового устройства — США и страны Западной Европы занимаются высокими технологиями. Китай и страны Юго-Восточной Азии — производством товаров для всего мира. А Россия — это сырьевая база. Конечно, мир и его экономическое устройство определены ещё не полностью. Но пока наше законодательство, экономическая политика и менталитет не дают надежды на то, что ситуация изменится», — сказал Skillbox Media он.

Источник

Что такое dark kitchen и как устроен этот бизнес

Сергей Разумов, директор по маркетингу сервиса Dostaевский, рассказал о формате «темных кухонь» на XII Russian FoodService Forum. В чем секрет успеха российского бизнеса в ресторанной сфере, которая становится конкурентной и успешной на западных рынках?

Ресторанная кухня без вывески – будущее доставки. Экономические преимущества модели.

Специфика формата: организация производства, ассортимент, сложности и преимущества.

Это кухня, которая готовит еду только на доставку. Там нет посадочных мест, нет самовывоза, продукты сами готовятся и «бегут» к клиенту. Но, на этом отличия не заканчиваются. Казалось бы, и рестораны, и dark kitchen, продают еду и там уж кто во что горазд, в плане изобретательности и уровня блюд. Помните эту классическую историю, что нужно продавать не дрель, а дырки в стенах? Для нас это реальность.

В рестораны люди ходят, чтобы расслабиться, провести время и показать свой статус. А доставку выбирают те, кто хочет быстро утолить голод и при этом сэкономить время.

В рестораны люди ходят, чтобы расслабиться, провести время и показать свой статус. А доставку выбирают те, кто хочет быстро утолить голод и при этом сэкономить время. Но у такой бизнес-модели 2 стороны.

Для dark kitchen легче найти помещение, нам не нужны площади первой линии, поэтому мы вполне можем выбирать даже мало проходимые улицы.

Невысокие операционные расходы относительно ресторана, а это экономия за счет аренды и ФОТ обслуживающего персонала.

Пока что услуги доставки активно зашли новаторам и ранним последователям, а вот ранее большинство еще только начинает втягиваться. А вот рестораны понятны и знакомы каждому.

Из-за дистанционных продаж нет прямого контакта с клиентом до покупки, не убедить сомневающихся и не подтолкнуть заинтересовавшихся и сложно помочь с выбором.

Сначала срабатывает триггер клиента, что он голоден и хочет есть. Затем у него есть выбор: готовить самому, выйти из дома в кафе или ресторан, или же заказать доставку еды. Предположим, он выбрал доставку и далее перед ним встает большая задача выбрать где именно заказывать. Критериями выбора чаще всего становятся цена, время доставки и сам ассортимент. Затем происходит оформление заказа, его подтверждение оператором или системой. И, после этого, заказ отправляется на кухню. Повар готовит заказ, упаковывает его и комплектует приборами, после чего ставит на линию раздачи. На заказ назначается курьер, он берет заказ из нужной ячейки в раздаче и едет к клиенту, вручает заказ, получает оплату. А клиент оставляет отзыв.

По цепочке видно, что главное в доставке – скорость и качество сервиса. Чем быстрее заказ пройдет эту цепочку, тем счастливее будет клиент. Курьер является единственным живым представителем компании, поэтому от него зависит имидж бренда. А еда? Еда должна быть качественной по умолчанию.

Курьер является единственным живым представителем компании, поэтому от него зависит имидж бренда. А еда? Еда должна быть качественной по умолчанию.

А вот к приготовлению горячих блюд необходим дополнительный апгрейд:

Первый этап апгрейда – появление горячего цеха. В нем уже можно готовить супы, салаты и стритфуд. Но, большие объемы горячему цеху выдерживать тяжело, когда есть составляющие блюда, отдающиеся из-под ножа.

Следующий этап эволюции станет возможен после появления заготовочного производства. Там уже можно будет разгуляться в меню по полной.

В Москве все дороже, это очевидно. И ФОТ, и аренда, и накладные расходы. К 2017 году мы были узнаваемым брендом в Петербурге, но московские партнеры нас не знали и не доверяли новичкам. Размеры Москвы предъявляют новые требования к логистике. Клиенты в Москве уже давно избалованы всеми возможными кухнями, концепциями и акциями. Ну и сам рынок все-таки значительно опережает другие регионы. Удивить тут правда непросто.

Резюмируя мысль про dark kitchen, уверенно могу сказать, что грядет будущее, в котором будут дома без кухонь, а рестораны без вывески. Это будущее уже наступает в Европе, где появляются микрорайоны с домами без кухонь, а рядом с ними Deliveroo строят свои dark kitchen, чтобы кормить жильцов этих домов.

Но рестораны, конечно, никуда не исчезнут. Атмосферу и статус люди всегда будут покупать, так же, как и время. Но главное, что между двумя форматами приготовления еды должна возникнуть синергия. И под одним брендом вполне могут и будут существовать обе бизнес-модели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *