что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге

Авторский замысел снов Раскольникова Каково значение снов Раскольникова на каторге для раскрытия авторского замысла?

Сны Раскольникова: описание и суть

Сон об Илье Петровиче и хозяйке
В бреду после совершения преступления Раскольников
видит сон об Илье Петровиче, который бьет хозяйку.
Во сне Раскольников почувствовал страх, что, возможно,
за ним пришли: «Вдруг Раскольников затрепетал как лист.
Илья Петрович здесь и бьет хозяйку… Но, стало быть,
и к нему сейчас придут, если так, «потому что…
верно, всё это из того же… из-за вчерашнего… «
«…Страх, как лед, обложил его душу, замучил его,
окоченил его… »
В то же время даже во сне он не предпринимает
ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.
(Ч. 2, Гл. II)

Сон о конце света
Это последний сон Раскольникова.
Уже на каторге Раскольников однажды заболел и попал
в больницу.
В болезненном бреду он несколько раз видел повторяющийся
сон о конце света.
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден
в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной
моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.
Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма
немногих, избранных… »
Этот последний сон снится Раскольникову уже после суда,
на каторге.
Каторга стала для него началом его новой жизни, началом
искупления его греха.
Этот сон– символ очищения и обновления души
Раскольникова.
Сон очень яркий и эмоциональный говорит о об
активной внутренней работе над собой
Раскольникова.

Источник

Сны Раскольникова

На протяжении романа «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников видит пять сновидений:

Сон Раскольникова о лошади (часть 1, глава V)

Сон Раскольникова о лошади является одним из самых грустных и тяжелых эпизодов романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Незадолго до совершения своего преступления Родион Раскольников видит страшный сон. В этом сне он является мальчиком лет семи. Он гуляет с отцом за городом на празднике и проходят мимо кабака, вокруг которого стоит толпа пьяных, все поют, веселятся. Рядом с кабаком стоит большая телега, в которую впряжена слабая, маленькая лошадь. Лошадь не в силах тащить огромную телегу и 8 человек на ней. Лошадь хлещут кнутами и бьют палками, но она еле двигается. В итоге ее жесточайшим образом забивают до смерти.

Маленький Раскольников пробирается сквозь толпу к мертвой лошади, обнимает и целует ее морду, глаза. Затем мальчик с кулачками бросается на изверга Миколку, но в это время отец хватает ребенка и выводит из толпы. Раскольников, всхлипывая, спрашивает отца: «За что они… бедную лошадку… убили!». Отец объясняет, что это пьяные так развлекаются.

Значение сна о лошади:

Во сне о лошади мы видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце:

Сон отражает двойственность натуры Раскольникова: во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Сон Раскольникова о Африке (часть 1, глава VI)

Сон об Африке снится герою накануне его страшного преступления, когда он находится в странном, болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:

Значение сна о Африке:

Этот яркий сон, полный прекрасных деталей, представляет собой полный контраст с тоскливой, безрадостной, серой жизнью Раскольникова.

Сон Раскольникова о Илье Петровиче и хозяйке (часть 2, глава II)

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова:

Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать, но в тоже время он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции.

Так как Родион в это время находился в лихорадочном состоянии, испытывал общее раздражение, то этот сон можно назвать скорее галлюцинацией или бредом.

Значение сна о Илье Петровиче:

С одной стороны, Достоевский с помощью этого эпизода раскрывает подсознательное желание Раскольникова расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой — это всё — страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.

Сон Раскольникова о смеющейся старухе (часть 3, глава VI)

Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей:

Значение сна о смеющейся старухе:

Раскольников уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Раскольников оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины.

Сон Раскольникова о конце света (эпилог, глава II)

Это последний сон Раскольникова. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:

Значение сна о конце света:

Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон — символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.

Значение снов в романе «Преступление и наказание»

Мир снов и сновидений всегда волновал писателей, учёных и поэтов. Многие русские и зарубежные писатели и до и после Достоевского пытались прибегать к помощи снов, чтобы раскрыть основную идею произведения, раскрыть душу и мысли героя, его внутренние качества и характер, отношение его к себе и к другим героям, чтобы понять, как к этому герою относятся остальные действующие лица.

В русской литературе сны всегда играли очень важную роль. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Зачастую именно сон определяет будущее героев, позволяет понять их характер, причину поступков, отношение к людям и к себе, отражает переживания, раскрывает внутренний и нравственный мир героев. Только когда человек спит, он не может лгать и прикрываться масками, потому что его подсознание освобождается и не сковано внешними условностями. Такими яркими примерами могут служить сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, сон Светланы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского, сон в романе Чернышевского «Что делать?», сон в книге Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза», сон Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и многие другие. Но Достоевскому удалось это так глубоко, так точно и так развёрнуто, как ни одному из них.

Писатель не просто раскрыл сам смысл поступков Родиона Раскольникова, но и смог опровергнуть теорию бедного студента, убивающую в человеке всё человеческое при осознании этим человеком возможности убийства им другого, себе подобного.

Именно через сны Родиона Раскольникова мы можем сопереживать герою, подготовиться к последующим эпизодам, полностью сконцентрироваться на развитии сюжета, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия, потому что только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа.

Источник

Сон Раскольникова о конце света

Сон о конце света снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:

Это последний сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Эпилог, Глава II).

Значение

Этот эмоциональный сон свидетельствует о бурной душевной работе героя, о мучительных поисках истины. Сон о конце света Родион Раскольников видит, будучи уже на каторге, где он смотрит на свою страшную теорию уже другими глазами, глазами человека, который понял смысл жизни, который готов попробовать начать жизнь с чистого листа, вступив на путь исключительно правды и любви; где рядом с ним будет вечно его любимая и любящая Сонечка, где нет измен и лжи.

Сон Раскольникова о конце света — текст

Анализ сна Раскольникова о конце света

Эпизод последнего сна Раскольникова по-настоящему фантастичен: «Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.»

Перед нами предстаёт картина, где совсем нет добра, один эгоизм, «бесноватые» и «сумасшедшие» люди постоянно ведут жестокие и сокрушительные войны, где лишь обман, и сам весь мир обречён, потому что каждый ставит себя выше остальных и правда для каждого своя. Достоевский рисует мир, где нет ни дружбы, ни любви, где человеческая жизнь теряет всякий смысл и ценность. Мир прямо на глазах погибает. И мы вслед за Родионом Раскольниковым понимаем, что спастись от данного конца света могут далеко не все, а лишь те, которые чисты своей душой, не идут за общей массой людей, злых и развращённых, которые ещё сохранили в себе человечность и не убили в себе совесть, которые знают, что такое добро, любовь и самопожертвование, такие, как Соня, которая в романе является истинным воплощением духовности и чистоты и верит в Бога.

Возможно, четвёртый сон являет собой общение Достоевского с социалистами, которые в то время просто призывали народ вступить на такой путь и говорили, что это единственный выход из данного кризиса. И писатель хочет показать на наглядном примере, что подобный шаг — далеко не выход, а наоборот, ведёт к краху всего человечества и мира в целом.

Но именно после четвёртого сна, после взгляда Раскольникова на свою ужасную теорию другими глазами происходит его нравственное возрождение, меняется его мировоззрение, зарождение истинной веры в Бога и в человека. Всё это достаточно сложно, куплено ценой огромных страданий как физических, так и духовных, но всё равно это очистительно и светло. А по мнению Достоевского, только через страдания человек может прийти к настоящему счастью. И поэтому можно сказать, что первый шаг Раскольников уже сделал, приблизился к порогу, за которым новая жизнь, а значит, осталось просто не сворачивать с пути.

Источник

Сон Раскольникова

что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Смотреть фото что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Смотреть картинку что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Картинка про что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Фото что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге

Люди перестали пахать и сеять. Люди перестали здраво воспринимать окружающий мир, потому что мозг их воспалился от горячечных видений. Споры и крики заполнили воздух. С легкостью стали основываться партии и союзы, чтобы вскоре с той же легкостью распасться посреди взаимных упреков и обвинений в предательстве. Хозяйство пришло в упадок. Митинги и мятежи переросли в поножовщину и пожары. Но и когда, озаренный бессмысленным пламенем самоуничтожения, мир приблизился к своему концу, люди продолжали спорить и кричать до хрипоты, уверенные в своей правоте и никого не слушая.

Перед вами вольный пересказ той картины, которая в страшных сонных видениях представлялась на каторге Родиону Раскольникову. И до чего же она похожа на репортажи из печально прославившейся восточно-европейской столицы, той самой, что еще недавно дерзала себя сравнивать по святости с Иерусалимом. Крики о справедливости не смолкают, а хозяйственная жизнь стоит. Споры разгораются на каждом шагу, и каждый из спорщиков не слушает другого. Еще бы! Каждый спорщик изначально уверен в абсолютной правоте собственной персоны и абсолютной неправоте оппонента. Раскручивается маховик злобы и непонимания. Соседи ссорятся, семьи рвутся. Хищный глаз гордеца-неудачника рыщет вокруг в поисках виновных. Страна рассыпается под звуки мантр о близком и неизбежном счастье. И обугленные здания в центре города – всего лишь указание на обуглившиеся души людей, уверенных в своей самоубийственной революционной правоте.

А где же причины столь неприглядной картины с непонятным и угрожающим будущим? Сколько бы нам ни говорили «британские ученые» об алхимической важности политики, экономики и сексуального здоровья, все взлеты и падения человечества коренятся в духе. И успехи связаны со свободой чад Божиих, а провалы – с беснованием, с порабощением духа человеческого духу падшему. Раскольникову именно так и грезилось. «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные».

Раскольников – убийца. Можно подумать, что поделом ему бесноваться и метаться в жару ночных видений. Но это будет слишком быстрый и поверхностный ответ. Раскольников не родился убийцей. Он стал им по причине ложной и глубоко усвоенной идеологии. Вообще не патологическая кровожадность, а ложная идеология плодит и творит самых опасных и злодеев, и преступников. Если каторжные сны убийцы-идеалиста до мелочей совпадают с реальными буднями целого народа, то можно предположить, что и причины их страданий схожи. Ложная идеология!

Раскольников – правдолюбец. Мир в его глазах несправедлив, и он решается заняться исправлением мира по своим нравственным лекалам. Обратим на это внимание, ибо правдолюбцы и идеалисты очень опасны. Они благотворны, если верят в Бога и с Ним – Единым Человеколюбцем – пытаются лечить язвы мира. Если же они безбожны, как Сальери, и, как Сальери, раздражены несправедливостью, то их потуги эту самую справедливость установить будут пахнуть серой.

Далее. Топор, раскроивший череп старушки, раскроил и еще один незапланированный череп – Елизаветы. Перед нами еще один закон, неумолимый и жестокий: от рук людей, лихо наводящих справедливость, непременно падут замертво невинные люди, отчего общая несправедливость только увеличится. Бес посмеется, люди заплачут, а близорукие Робин Гуды вдруг обнаружат, что они не гармонизаторы Вселенной, а обыкновенные злодеи. Они почувствуют себя в шкуре Каина, и теперь стонать и трястись им до смерти. Стонать, трястись и придумывать себе оправдания. «Мы не знали», «мы не догадывались», «так получилось», «нас обманули». Весь ад полон подобных звуков. Собственно, Раскольников – это и есть Каин, только Каин покаявшийся, что далеко не каждому «каину» удается.

Наконец, ничто из запланированного Раскольниковым не удалось. Получилось нечто совершенно неожиданное и страшное. Так и в революции выходит всегда (!) не то, что хотели, а нечто неожиданное и страшное. И будет он теперь метаться в собственном аду, который носит под сердцем, пока не сдастся властям от непомерного груза вины и от тошноты ложных идей. Вот откуда, из этого ада, пришли к Раскольникову на каторге пророческие сны о трихинах, обладающих умом и волей, о пожарах и мятежах, о гибели мира от рук самоуверенных слепцов.

Что же роднит литературного убийцу и вполне осязаемый столичный город, вступивший в очередную руину? Очевидно – ложная идеология. Идеология злобного превосходства, выросшая из комплекса неполноценности.

– Мир несправедлив, ибо я лишен того, чего заслуживаю, а заслуживаю я очень многого. – Так сказала идеология, с которой согласилась восставшая часть народа.

– В общем и целом я очень хорош, а беды мои и исторические неудачи коренятся не во мне, а во внешних причинах. – Так продолжила идеология, и народ кивнул одобрительно.

– Виновны в бедах моих вот эти, и эти, и эти (чаще всего все более успешные соседи).

Сон Раскольникова становится явью там, где вчера еще играла музыка, цвели каштаны и били фонтаны. И кто бы мог подумать в нашем эгоистическом и материалистическом мире, что такой жуткой разрушительной силой обладает эфемерная вещь под названием «ложная идеология»?

Источник

Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица) | «Преступление и наказание»

что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Смотреть фото что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Смотреть картинку что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Картинка про что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге. Фото что символизирует сон приснившийся раскольникову на каторге
Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, суть, смысл, значение (таблица)


Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»

«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»

«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»

«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»

«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…
»

«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»

«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»

Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *