Что такое смп и сонко
Как СОНКО участвуют в госзакупках
СОНКО — это некоммерческие структуры, имеющие социальную ориентацию. С точки зрения 44 ФЗ, у таких организаций есть особенности, поэтому в госзакупках для них предусмотрены преимущества.
Расшифровка СМП и СОНКО достаточно проста. СМП — это краткое обозначение «субъекта малого предпринимательства». А СОНКО (или в некоторых вариантах СОНО — это одно и то же) имеют в виду социально-ориентированную некоммерческую организацию.
Кто такие СОНО
Чтобы понять, СОНКО — это какие организации, нужно обратиться к 7-ФЗ от 12.01.1996. По определению этого правового акта, они представляют собой структуры, деятельность которых связана:
Весь список приводится в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ.
Если юрлицо занимается подобной деятельностью, но среди ее учредителей есть РФ, конкретный субъект РФ либо муниципальное образование, то его нельзя относить к некоммерческой с социальной ориентацией!
В чем особенность участия в госзакупках
Расшифровка СОНКО по 44 ФЗ производится аналогично закону 7-ФЗ. Участие в системе госзакупок для СМП и СОНО регулируется одними и теми же правилами. Для этих структур в рамках поддержки малых предпринимателей предоставляются определенные преимущества (так следует из ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчиков обязуют заключать с ними контракты на общую сумму не менее чем 15% от совокупного объема госзакупок за год. Причем сделать это можно двумя способами:
Существуют особенности и по оплате. Структуры СМП и СОНО при участии в госзакупках в качестве поставщиков должны получать денежные средства не позднее 15 рабочих дней после того, как акт о приемке будет подписан с организатором торгов. Для принятия участия в процедуре юрлицам требуется предоставлять декларацию, подтверждающую их принадлежность к СМП и СОНО. Вся ответственность за достоверность сведений лежит на поставщике.
Разъяснения по теме
О декларировании принадлежности участника электронного аукциона к социально ориентированным некоммерческим организациям
О госзакупках у социально ориентированных некоммерческих организаций
Письмо Минэкономразвития № Д28и-428 от 24.01.2017
Что такое смп и сонко
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
Готовые решения. Вопросы применения ст. 30
С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
С 01.01.2022 в п. 1 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
С 01.01.2022 в п. 2 ч. 1 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
С 01.01.2022 в ч. 3 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2022 в ч. 8 ст. 30 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.
8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
(часть 8 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 83-ФЗ)
Что такое смп и сонко
Что такое СМП и СОНКО в закупках?
Начиная свой путь в нашей сфере, любой участник Госзакупок (как по №44-ФЗ, так и по №223-ФЗ) очень быстро столкнётся с данными сокращениями и задастся закономерным вопросом: «Что такое СМП и СОНКО в закупках?». Расшифровываем и поясняем.
СМП – это субъекты малого предпринимательства.
Отнесение организаций к данной категории регламентировано Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Юридическое лицо признаётся субъектом малого предпринимательства, если:
СОНКО – это социально ориентированные некоммерческие организации.
Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.
В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.
В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 15 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ требует закупить не менее 20 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.
По этой причине №44-ФЗ позволяет установить ограничения и проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, а №223-ФЗ, соответственно, разрешает осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Крупные компании просто не смогут принять участие в таких закупках, представители малого бизнеса будут конкурировать между собой в сравнимых условиях.
Закупки для СМП и СОНКО по №44-ФЗ.
Такие закупки проводятся во всех возможных формах, предусмотренных законом. Начальная максимальная цена закупки с ограничением для СМП и СОНКО не может превышать 20 млн. руб.
Если мы имеем дело с заказчиком, у которого все закупки в течение года превышают установленную сумму, законом предусмотрена возможность выполнить требование о 15 % объёма. В этом случае заказчик объявляет процедуры на общих основаниях, без ограничений, но с условием, что победитель привлечёт соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Доля исполнения контракта такими субподрядчиками заранее устанавливается в документации о закупке и впоследствии учитывается как объём, закупленный у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по №223-ФЗ.
Такие закупки заказчики вправе осуществлять исключительно в виде конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для данных процедур законом установлены чёткие сроки подачи заявок, а также ряд других жёстких требований (к порядку проведения квалификационных отборов, обеспечению заявок, форме заявок, порядку их рассмотрения, порядку заключения договора).
Обычные конкурентные закупки (без ограничений для малого и среднего бизнеса) №223-ФЗ всё ещё позволяет проводить в бумажной форме. «Потолок» для начальной максимальной цены договора закупки, участниками которой могут быть только СМиСП законом не установлен.
Каковы преимущества субъектов малого предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).
Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов.
Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние. Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством.
Требования к участию в закупках, процент участия СМП
Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке. Это касается 44 Федерального закона, в отличие от него 223-й ФЗ (пп. 9 п. 10 статья 4) содержит только обязанность указать требования в документации.
Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:
Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.
Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.
Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.
Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.
Процент закупок
По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см. пункт 1.1 статьи 30), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2020 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие Постановления №1305, то объем больше – 20%.
Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен.
Подтверждение и сохранение статуса
Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус. Для этого необходимо подать специальную декларацию.
В 2019 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная). На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант. Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению.
Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП.
Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт https://rmsp.nalog.ru/, через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате pdf и отметкой ЭЦП.
Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (п. 4 ст. 4 209-ФЗ), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние).
Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).
Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии
Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:
Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.
В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).
Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности. Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.
Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по ссылке. Заметьте, что предмет контракта значения не имеет!
Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.
Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).
Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это. В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.
С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.
ИП и самозанятые в закупках
Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. Зато и минусы существенные:
Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ. Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.
Особенности условий контрактов
Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.
Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.
Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:
Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.
Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.