Лексика и фразеология 7 класс что это
Лексика и фразеология. 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Вид урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-повторение изученного материала.
1. Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.
2. Слово учителя (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.
3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)
Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.
– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».
– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?
Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).
4. Многозначные слова
– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.
– Как называются слова, которые имеют несколько значений?
– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.
Задание 2. (5 мин.)
Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.
– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?
– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.
– Что такое прямое значение?
Ответ: Это основное лексическое значение слова.
– Что такое переносное значение?
Ответ: Это вторичное лексическое значение.
5. Дифференциация. Работа по карточкам
– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.
Карточка 1. НУВ
– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются омонимы.
Карточка 2. ВУВ
– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Карточка 3. «Средние»
– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.
После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.
6. Физкультурная минутка (2 мин.)
7. Итоги раздела Лексика
– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?
Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.
– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?
Ответ: В разделе языка «Фразеология».
– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.
8. Слайд 11.
– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».
Задание 3. (5 мин.)
– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.
Задание 4. Устно. (3 мин.)
Задание 5. (5 мин.)
– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».
– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
9. Итоги раздела Фразеология
– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
10. Итоги всего урока
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»
– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.
Урок русского языка в 7 классе «Лексика и фразеология. Повторение»
Цель : 1. Повторить: основные понятия по теме «Лексика и фразеология», известные из курса 6 класса (лексическое значение, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы и т.д.)
2. Закрепить умения и навыки, полученные по теме в 6 классе.
3. Развивать познавательные аспекты (память, внимание, восприятие, речь).
4. Воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока : обобщение пройденного материала.
Вид урока : урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».
Технология : на игровой форме.
Оборудование : презентация, жетоны.
— Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что знаем о лексике и фразеологии. Урок необычный, проведем в форме заседания «Клуба знатоков русского языка». У нас будет две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Выберите капитанов. Придумайте название своим командам.
(Например: «Почемучки» и «Умники»).
Капитаны представляют свои команды.
1. Блиц – турнир (1 слайд) (учитель обращается поочерёдно к каждой команде с вопросами).
1) Что изучает лексика? (Словарный и фразеологический состав языка).
2) Что такое лексическое значение слова? (То, что называет слово).
3) На какие группы делятся слова по своему значению? (прямое и переносное).
4) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
6) Что такое синонимы? (спор, полемика, диспут).
8) Что такое омонимы? (ключ, коса, клетка, лук).
9) Почему некоторые слова называются устаревшими?
10) Что такое историзмы? (слова, обозначающие устаревшие понятия, вышедшие из употребления: ямщик, боярин, холоп).
11) Что такое архаизмы? (устаревшие слова, вышедшие из общего употребления, обозначающие существующие понятия; часто употребляются в поэзии: очи, ланиты, чело).
12) Что такое неологизмы?
14) Какие слова называются заимствованными? (слова, перешедшие в русский язык из другого языка. Например, синтаксис (греч.), этикет (франц.), олимпиада (греч.)
( подводятся итоги после каждого вида работы )
1. Странный в сент…бре лес. 2. В нём рядом в…сна и ос…нь. 3. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. 4. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. 5.Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. 6. Ув…дание и ра(с, з) цвет. 7. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.
— Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команда), в последних трёх (2 команда).
— Какие явления языка встречаются в этом тексте? Благодаря каким словам создается такой красивый пейзаж? Как они называются?
Задание: выпишите фразеологизмы со значением «БЫСТРО» (1 команда),
со значением «БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ» (2 команда):
Сломя голову, бить баклуши, лодыря корчить, собак гонять, высунув язык, во все лопатки, со всех ног, втирать очки. Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?
4. Творческая работа .(4 слайд)
Составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команда) переносное значение и (2 команда) прямое значение.
Железный, серебряный, глубокий, свежий.
5. Конкурс капитанов . (5 слайд)
Вспомнить, как появились фразеологизмы «БИТЬ БАКЛУШИ», «КРАСНАЯ СТРОКА».
Задание: назвать одним устаревшим словом (поочерёдно командам) :
Древнее название русских войск (РАТЬ)
Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)
Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)
Взять в полон (ПЛЕН).
«Заморочки из бочки» (7слайд)
Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и мы в них разобраться (поочерёдно командам).
— Какие здесь спрятаны фразеологизмы?
1)он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР); ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ; ВЕТЕР В ГОЛОВЕ.
2)его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС); КЛЕВАТЬ НОСОМ; ЗАРУБИТЬ НА НОСУ; ВОДИТЬ ЗА НОС.
3)его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами (ЯЗЫК); НИ В ЗУБ НОГОЙ; ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ; СКАЛИТЬ ЗУБЫ.
4) не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди (УШИ); УШИ ВЯНУТ; РАЗВЕСИТЬ УШИ; ХЛОПАТЬ УШАМИ.
— сумка, футляр для стрел (колчан);
— детская игрушка в виде фигурки человека (кукла);
— мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках (скамья);
— особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги (орден).
-Из каких языков заимствованы эти слова?
9. Это интересно! (11 слайд) ( дополнительно ).
буфет, фейерверк, туфли
3) Все существительные на -ия – заимствованные:
эпилог, эвкалипт, эскимо
агнец (старослав.) – ягненок (русск.)
6) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:
терраса, туннель, профессия, биссектриса
7) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные:
поэт, маэстро, тротуар
8) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, – заимствованные:
барабан, сарай, визит, лирика, сундук, кукуруза
IV . Подведение итогов (12 слайд)
Урок «Лексика и фразеология » 7 класс
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Лексика и фразеология
Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.
Закрепить и обобщить изученное о лексике и фразеологии; научить применять полученные знания на практике.
Стимулировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Предметные: знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, понятие «однозначное и многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать примеры на все изученные лексические понятия.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Материально-технические: проектор, компьютер, презентация.
Ребята, сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками, а с корзинкой. В ней лежат конверты. А в конвертах задания для вас.
Вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.
Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)
Сидит Машутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла )
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается.
Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас (Антенна)
Итак, какое слово у нас получилось? (Лексика).
II . Формулирование темы и цели урока
— Как думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке.
— Как иначе мы называем слова, словарный состав?
— Итак, тема нашего урока….
— Молодцы. Но это только первая часть темы.
Здесь, думаю, вы тоже долго голову ломать не будете и в два счёта её назовёте, и мы не станем сидеть сложа руки, а засучив рукава, приступим к работе. В последнем предложении я употребила целых четыре…
— Значит тема нашего урока «Лексика и …
Запись темы на доске и в тетради.
III . Актуализация знаний
— Что изучает лексика?
— Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Может ли у одного слова быть два или несколько значений? Как связаны их значения?
— Какие слова называются синонимами? Антонимами? Каково их значение в речи?
— Какую роль в художественных произведениях имеют диалектные, профессиональные, устаревшие слова, неологизмы? Почему их называют лексикой ограниченного употребления? Только ли в художественных произведениях они уместны?
— Какие слова называют заимствованными? При каких условиях они появляются в языке?
— Что изучает фразеология?
— Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?
— Как с одной-то лапкой?
— Нет еще со шляпкой.
О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении?
— Замените повторяющиеся слова синонимами.
Трудно учиться в таких трудных условиях. (сложных)
Нападающие нападают смело, решительно. (играют)
Это выдающийся человек, у него выдающаяся память и выдающиеся способности. (незаурядный, редкий)
— Среди данных слов найдите антонимы и запишите их.
Активный, деятельный, радость, веселье, богатство, бедность, шумный, бесшумный, редкий, уникальный, узкий, широкий.
(богатство- бедность, шумный-бесшумный, узкий-широкий)
— В данном тексте укажите заимствованные слова. Выпишите их.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел,
Вслед за ним пришел хоккей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
(футбол, бутсах, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт)
— Объясните значение оборотов. Откуда они пришли в нашу речь и как называются?
Работать спустя рукава
Бежать сломя голову
IV . Организация познавательной деятельности
— Вы прекрасно справились с непростыми вопросами, значит хорошо усвоили сведения о лексике и фразеологии. Значит, вы легко справитесь со следующими заданиями (самостоятельная работа)
1. Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.
2. Какое из указанных слов является однозначным?
3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
4. Какое из данных слов является синонимом к слову «невыразимый»?
5. Найдите пару антонимов
6. В приведённом отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение (в случае затруднения обращайтесь к словарю). С какой целью А.С.Пушкин использует их в своём произведении? Как называется это произведение?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
7. Из данных фразеологизмов составь антонимичные пары
План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.
урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.
Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Тема: Лексика и фразеология.
Цели урока: обобщение и повторение сведений о лексике и фразеологии; повторение основных разделов темы, развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда;
стимулировать стремление к творчеству и самовыражению;
активизировать эмоциональную сферу;
работы со словарём; поиск лексических ошибок и их исправление;
воспитание любви и бережного отношения к языку.
Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.
Технология построения урока: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: кластер, составление «Документ слова русского языка», дидактическая игра «Радуга».
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, шаблоны «Документ слова русского языка», карточки для исследовательского практикума.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать предмет изучения лексики и фразеологии; назначение слова , полисемии слова; знать предмет изучения фразеологизма в языке, понятия «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на все изученные лексические понятия.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
. Актуализация опорных знаний.
. Стадия осмысления содержания
. Определение темы урока.
— Может ли устойчивое сочетание слова состоять из одного слова? ( Нет, состоять из одного слова фразеологизм не может. Фразеологизм, или идиома, состоит из двух или более слов, например: ни души; ни свет ни заря.).
Сообщение целей учебного занятия.
Беседа учителя по вопросам на стр.8 учебника. Проверка домашнего задания проводится с составлением кластера. ( Ученики приводят свои примеры к каждому ответу).
Учитель: – Что значит однозначность и многозначность слова? ( Полисемия, примеры омонимов: бор, ключ и т.д.). Приведите примеры.
Кластер. Слово: синонимы, антонимы, омонимы, многозначное, однозначное, прямое значение, переносное значение.
Лексика ограниченного употребления: неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Карточка №1. Задание «Документ слова» (работа в парах).
слова русского языка:.
диалектизм, устарелое, многозначное,
стилистическая окраска разговорное – книжное.
Б.. На пришкольном участке дети работали дружно, старались не
Д. Не преувеличивай, не делай из мухи…
Ж. Витьке стало обидно, он надулся, как …
. Исследовательский практикум (работа в группах).
2. Какое из указанных слов является однозначным?
А) бор; Б) синичка; В) кость; Г) ключ.
3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
А). светлое платье; Б). светлый вторник; В). светлая душа; Г). с ветлая голова.
Лето работает на зиму, а зима — на лето. Лето припасает, а зима поедает.
Выступление групп. Взаимооценивание групп.
добрый, догадливый, коммуникабельный, деликатный.
Работать засучив рукава-….( работать спустя рукава),
Ни гроша – ( тугая мошна),
Бежать во всю прыть –
— Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.
1. Что означает слово « архивариус»? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.
2. Какое из указанных слов является многозначным?
А) печь, Б) мой В) сладкий Г) золотой; Д) ели.
3. Какое из выделенных слов употреблено в переносном значении?
А). золотые руки; Б). гвоздь урока; В). гребень для расчески шерсти;
Определите синонимы из приведенных ниже пар: все ли парные слова здесь являются синонимами?
А).улыбка; Б). суматоха; В). скука; Г). Радость.
Раздувать из мухи слона; играть первую скрипку; держать язык за зубами; точить лясы, жить на широкую ногу; метать громы и молнии; плясать под чужую дудку; тянуть канитель; лезть на рожон; ломать голову; вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона.
Пускать пыль глаза, проглотить язык, оказывать медвежью услугу; метать громы и молнии.
— Представьте себе, что вы работаете в редакции корректором, а вам принесли искаженный текст с лексическими ошибками: с неудачным выбором синонимов, тавтологическими ошибками, с искаженным употреблением фразеологизмов и неточным употреблением слов.
Я купил лекарство для зубной боли.
2.Ужасно красивый актер.
3. Малыши с аппетитом уплетали сандвичи.
Выпускники подарили первоклассникам памятные сувениры.
5.Труженики трудятся с трудовым размахом.
6. Кануть как в воду.
В первом предложении неправильно употреблен предлог, а правильный ответ:
Я купил лекарство от зубной боли.
2). Во втором предложении правильнее сказать « Редкостно красивый актер», поскольку слово « ужасное» антонимично к слову « красивый».
4 . Сувенир» – это подарок на память, слово памятные здесь лишнее.
5). Правильный фразеологизм – кануть в Лету. ( из древнегреческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве мрачного Аида). Поэтому в этом предложении заметна тавтологическая ошибка.
6. Правильнее сказать: « Как в воду канули».
1. Лидия Николаевна объясняла урок, но Сережа не слушал.
2. Антонина вспомнила о приближении осени, и загрустила .
3. Михаил третий день бездельничал .
4. Мой друг узнал, что это был обман.
5. Чтобы собрать урожай, бабушка проснулась очень рано .
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Когда хватились сороки, а лисы и след простыл.
Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
Вопросы по закреплению темы:
Учитель: – Ответьте, пожалуйста, как в языке появляются устарелые слова. (Слова в русском языке устаревают, когда предметы становятся ненужными, вместе с ними исчезают и их названия. Такие слова называются историзмами. Например: веретено, князь, царь. Но остались слова из прошлых веков, которые имеют синонимы. Их называют архаизмами. Например: чело, очи). Но употребление вышеуказанных слов не всегда уместно в художественной речи.
— Назовите авторов « Толкового словаря русского языка».( Ожегов, Даль.).
— Чем интересны фразеологизмы в художественной речи?
( Фразеологизмы могут состоять из целых пословиц и поговорок, метких выражений и служат для выразительности художественной речи).
— Есть ли разница между лексическим и грамматическим значением слова? ( В корне слова обязательно заключено его лексическое значение, т.е. то, что обозначает слово. А грамматическое значение определяют окончание слова, предлоги). Разница есть.
— Что общего имеют все значения слова? ( Любое слово обязательно имеет лексическое толкование).
Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки.
Лист самооценки ученика.
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке: Я научился: Работать в группе…
— Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»
Бортовой журнал ученика:
Что я знал по теме урока…
Что я узнал(а) на уроке про синонимы, антонимы, омонимы и т.д.
Новая тема: Лексика и Фразеология ( продолжение).
Слово учителя. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
Фразеологизмы могут быть публицистического стиля: из года в год, сдержать слово, под открытым небом.
Разговорного стиля: гадать на кофейной гуще, кривить душой, водить за нос, пускать пыль в глаза, ломать голову и т.д.
Откуда же берутся фразеологизмы? Есть исконно русского происхождения: расправлять крылья, сматывать удочки. Фразеологизмы старославянского происхождения: не от мира сего, как зеницу око.
К нам дошло много фразеологизмов из мифологии, они же стали крылатыми выражениями: дамоклов меч, нить Ариадны, ахиллесова пята ( уязвимое место).
К нам дошли также идиомы из разных профессий: привести к общему знаменателю, сгущать краски, ход конем.
А теперь ответьте на вопросы по закреплению новой темы:
-Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:
— Один раз отрежь; на один покрой; шито белыми нитками; трещать по швам.
— Между молотом и наковальней; доводить до белого каления.
— Заварить кашу; толочь воду в ступе; калачом не заманишь.
Творческая работа. Написать мини-сочинение, используя фразеологизмы или на тему «Что я знаю о лексических нормах русского языка».
Подготовить ответы на вопросы на с. 12 учебника.