Лермонтов одиночество о чем стих
Михаил Лермонтов — Одиночество: Стих
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землёй?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моём…
Анализ стихотворения «Одиночество» Лермонтова
Стихотворение «Одиночество» (1830 г.) относится к раннему периоду творчества Лермонтова. Молодой человек преклонялся перед поэтами-романтиками, особенно перед Байроном. Лермонтову еще предстояло ощутить настоящее одиночество, но он уже восхищался образом независимого гордого изгнанника.
Поэт еще находился во власти юношеского максимализма. Он часто представлял себя в роли независимого от людей героя, которому суждена бурная жизнь, наполненная опасностями и страданиями. Такой герой очень одинок. Автор утверждает, что «делить веселье – все готовы», но далеко не каждый способен разделить грусть и печаль. В этом можно заметить зародыш темы противостояния поэта и толпы, которую Лермонтов впоследствии будет очень детально разрабатывать.
Поэт сравнивает себя с «царем воздушным», грустно взирающим на проходящие годы. Этот образ пока еще очень расплывчат. Неясно, что подразумевает под ним Лермонтов. Это явно не Бог и не Дьявол, так как испытывает страдания и зависит от течения времени. В позднем творчестве поэта ближе всего к нему падший ангел (демон), обреченный на вечное одиночество.
Такой крайний пессимизм молодого человека может удивить. Но не стоит считать его искренним проявлением мыслей и чувств Лермонтова. В то время многим романтически настроенным юношам было свойственно аналогичное мнение. Оно было своеобразной данью популярному направлению в литературе и искусстве. С другой стороны, с возрастом люди избавлялись от таких взглядов. Но для Лермонтова такой образ мыслей стал определяющим на всю жизнь. Судьба, как назло, была к нему крайне неблагосклонна, и это лишь укрепляло пессимизм поэта. В результате ощущение одиночества стало настолько сильным, что подтолкнуло его на осознанное стремление к смерти. Косвенным образом оно стало причиной его трагической гибели на дуэли.
347. Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Одиночество. Русский язык и литература
Стихотворение под названием «Одиночество», относится к раннему творчеству Лермонтова, поэтому с первых строк читатель понимает, что в лирике будет подниматься тема одиночества и внутренних переживаний.
Главный герой в центре мира, который его не воспринимает. В произведении, он фактически сравнивает себя с божественным существом, с которым никто не хочет разделять грусть, одиночество и страдания.
Ему недавно исполнилось 16 лет, несмотря на юные годы, он уже осознает, что жизнь течет быстротечно. Его душа является старой, он представляет, как закончится его жизнь.
Герой Лермонтова достаточно разносторонняя личность, он противопоставляется безликой толпе, где каждый может найти поддержку и утешение. Его тоска и одиночество являются единственным способом общения с окружающими людьми, он не может по-другому найти контакт с окружающими.
Лермонтов, несмотря на свои юные годы, осознает, что человек приходит в мир один и уходит из него один. Все остальные являются попутчиками, которые рано или поздно покидают жизнь человека, они просто пересекают ее, а после покидают, оставляя человека в одиночестве.
Михаил Юрьевич Лермонтов прошел достаточно сложную школу жизни. Как только ему исполнилось три года, то он лишился самого родного человека – мамы. Его передают на воспитание к бабушке, которая принадлежала к известному и влиятельному роду Столыпиных. Она обладала влиятельным и властным характером, она старается дать внуку лучшее воспитание и обучение. Лермонтова окружало множество людей, которые обучали его европейским языкам и точным наукам, но в будущем он жалеет о том, что в его детстве отсутствовала забота и любовь, которую Александру Сергеевичу Пушкина дала его няня Арина Радионовна.
Но потом его привлекает творчество Александра Сергеевича, а именно «байроническая поэма». Так он знакомится с произведениями Гордона Байрона, он старается им подражать, даже написав несколько поэм в данном стиле. Поэтому под влиянием творчества, многие ранние произведения Лермонтова написаны в жанре лирического размышления, которые частично похожи на отрывки из дневника. Они наполнены безысходностью и одиночеством, чувствами, которые порой кажутся безвыходными.
Краткий анализ
Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова. Ведь поэт – сам по себе, по-своему характеру – одинок и достаточно решителен в этом плане. Лермонтов никогда не имел близких друзей, которые были с ним долгое время. Приятели, знакомые – но, увы, не более того. Именно потому Лермонтов решил написать об этой теме.
Это стихотворение начинается немного другой как бы темой, все звучит достаточно спокойно, и даже в какой-то степени – строго. Но потом постепенно тема – которой и названо произведение наконец-то показывается. Именно первая строфа – как бы задает тон всему дальнейшему повествованию. Голос лирического главного героя звучит сразу же в первых строках. Рассказывается о том, что когда человеку плохо – он просто неизбежно остается один, потому что он – одинок. Потому что одиночество – оно переносимо, да, но все же только по-настоящему одинокий человек будет наслаждаться одиночеством. Это состояние – просто необыкновенно, когда просто хорошо один на один с собой. Лермонтов в какой-то степени не просто передал эти чувства такого состояния, он еще и сделал это произведение автобиографичным. Именно стихотворение раскрывает характер поэта.
Вариант 3
Моменты одиночества есть в жизни каждого человека. Разница лишь в том, что у одних они кратковременные, которые быстро сменяются присутствием рядом близких людей, а у других они длительные. Парой одиночество является спутником человека на протяжении всей его жизни на земле. И это оставляет след в сознании, влияет на ход мыслей и поведение человека.
Тема одиночества послужила поводом для написания стихотворения «Одиночество» у Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь одиночество коснулось его как ничто другое в прямом смысле этого слова. Жизнь заставила его рано повзрослеть, так как он рано потерял родителей. Так же и в личной жизни у поэта складывалось не всё гладко и хорошо. Поэтому это стихотворение можно считать от части автобиографическим. Автор пишет от своего имени, во всём тексте использует местоимение «я». Когда читаешь стихотворение, создаётся впечатление, словно поэт находится рядом с тобой.
Он повествует слушателю о том, что его тревожит, от чего болит у его душа и сердце. А причиной всему является одиночество, от которого он устал, ему тяжело идти по жизни с этой тяжёлой ношей. Особенно тягостно одиночество в трудных жизненных ситуациях, в моменты грусти и разочарования от неудовлетворения своими желаниями. Автор подтверждает это строками: «делить веселье – все готовы. Никто не хочет грусть делить». Ведь так хочется, чтобы в тяжёлые жизненные моменты рядом был близкий человек, который выслушает, посоветует и поддержит. Но психология человека такова, что чужая боль никому не интересна. Поэтому в беде друзей нет. Убедившись на собственном опыте. Это прекрасно понимает герой стихотворения.
Чувство одиночества всегда было очень тяжёлым ощущением для человека. Ведь когда нет рядом собеседника, единомышленника, которому можно выговориться, открыть сердце, тогда человек замыкается, уходит в себя, он изолируется от окружающего мира. Некоторые, конечно, берут лист бумаги и предают ей свои чувства и душу. Точно так сделал поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, благодаря которому мы можем сейчас читать эти строки для того, чтобы ценить и беречь близких нам людей со всеми их достоинствами и недостатками.
Стихотворение и анализ «Одиночество»
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Краткое содержание
М. Эстиваль. Одиночество. 2017
Стихотворение повествует о том, как лирический герой с огромной печалью и страданием предаётся размышлениям об отношениях с любимой женщиной, которые внезапно оборвались. Начало произведения погружает нас в состояние монотонности. Мы невольно отмечаем для себя невероятную простоту изложения. Лирический герой всеми силами пытается отвлечься от тягостных мыслей, давящих на душу своей безысходностью и полной апатией к жизни. В то же время, он не желает подстраиваться под течение скучной жизни, проживая свои дни так, словно ничего не случилось: ведь, пока в его сердце сохранилась грусть об утраченном чувстве.
Поэтому для героя важны трогательные воспоминания, способные хоть как-то связать его с горячо любимой женщиной. Но, все попытки вернуть любимую бесперспективны: герой это прекрасно осознаёт. Так как уже ничего вернуть не получится, ему остаётся лишь единственное — найти преданного и бессловесного друга, не способного покинуть его в сложную минуту жизни. Этим другом является собака.
История создания
История появления стихотворения связана не только с самим автором, но также и с его другом — художником Петром Нилусом. Именно ему посвящены данные поэтические строки. Этим объясняется тот факт, почему в первой строфе присутствует упоминание о мольберте. Пётр Нилус, как и Иван Бунин, испытывал сильное чувство одиночества, от которого страдал.
Важно понимать следующее: на момент написания этого произведения, взаимоотношения Бунина с супругой сильно обострились. Иван Алексеевич страдал по причине того, что жена не готова была разделить с ним его взгляды. Анна Цакни упрекала мужа в чёрствости, устраивала скандалы. Результатом столь непростых семейных отношений стал отъезд Анны на постоянное место жительство в Одессу. Это случилось всего лишь спустя год семейной жизни. Иван Алексеевич очень тяжело воспринял и пережил отъезд супруги. По всей видимости, свои переживания он отразил в данном стихотворении, написанном в Константинополе, в 1903 году.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности — это элегия с элементами послания: романтический герой с невероятной тоской вспоминает и рассказывает о том, что мучает и терзает его сердце. Во второй строфе он напрямую обращается к любимой супруге.
Поэтический размер — трёхстопный анапест. Рифмовка двух видов: перекрёстная и параллельная. Все рифмы мужские.
Композиция
С формальной точки зрения, стихотворение состоит из четырёх шестистиший. Для развития основной идеи Бунин выбрал форму монолога лирического героя и необычную композицию:
Первая и третья строфы рисуют природный пейзаж, полностью созвучный с внутренним состоянием романтического героя.
Вторая и четвёртая строфы повествуют об отношениях романтического героя с женой, а также о палитре чувств, которые они переживают.
Кульминация — кульминационные строки полностью совпадают с кульминацией чувств лирического героя, выраженной в крике: «Воротись, я сроднился с тобой!».
Таким образом, произведение включает в себя три семантические части: пейзажную зарисовку, повествование об уходе любимой супруги и описания внутренних переживаний лирического героя.
Образы и символы
В произведении представлено множество важных, для понимания смысла стихотворения, образов:
образ лирического героя — романтический герой символизирует творца. При этом абсолютно не важно: это писатель, поэт или живописец. Понятно лишь одно — это личность, обладающая особым мировосприятием, с тонкой, ранимой душой;
образ любимой жены — этот образ полностью противоположен романтическому герою. Ей требуется активное действие: жена скучает в обществе своего мужа. Мы понимаем, что супруги совершенно не подходят друг другу. Поэтому возлюбленная не в силах понять и принять лирического героя. Он чувствует себя одиноким ещё задолго до расставания с женой;
образ природы — окружающая природа полностью соответствует настроению лирического героя. Она представляется ему «холодной пустыней воды»;
образ следа любимой — данный образ символичен. След расплылся, наполнившись водой — его не пощадило время. Лирический герой осознаёт: даже след стремится уйти от него. Лишь этот единственный след любимой жены служит зыбким воспоминанием об ушедшей любви;
образ собаки символизирует существо, наделённое талантом бескорыстной любви. Герой полагает, что собачья преданность и любовь помогут ему навсегда освободиться от чувства чудовищного одиночества и ненужности.
Темы и настроение
Основная тема произведения — разрыв личных взаимоотношений и всепоглощающее чувство одиночества. Стихотворные строки насквозь проникнуты настроением тоски, одиночества, грусти. Словно дорогу, которая скрыта от глаз в сумраке поздней осени, лирический герой не способен увидеть своё будущее: вокруг него лишь мгла, ветер и дождь. Но, тем не менее, надежда на возрождение остаётся: ведь жизнь замерла лишь на время, до наступления весны. Лирический герой рассчитывает на будущее воскрешение.
Основная идея
Основная идея произведения заключена в следующем: люди могут ощущать себя абсолютно одинокими и покинутыми, но это ужасное чувство не должно лишать их шанса на возрождение. Лирический герой отказался возвращать любимую женщину: в глубине души он понял, что они абсолютно разные люди. С чувством одиночества после расставания с любимыми сталкивались практически все. Но это чувство не должно одерживать верх над чувствами любви, надежды и веры в светлое будущее.
Средства выразительности
Данное произведение не богато на выразительные средства, но они помогают автору передать нам переживания лирического героя, интерпретировать тему одиночества. В стихотворении имеются:
Анализ стихотворения «Одиночество» Лермонтова
Удивительно, как много к человеку приходит из детства. Об этом писал, к примеру, великий французский классик Антуан де Сент-Экзюпери в своём нетленном «Маленьком принце». Именно детство формирует личность человека, закладывает нравственные начала в его душу — и именно из детства родом все страхи, кошмары и болезни.
Так, рано оставшийся без матери и воспитанный бабушкой, национальный поэтический Гений М.Ю. Лермонтов, пожалуй, примером собственной жизни — и, разумеется, творчества — доказывает высказанный выше тезис. Этот величайший поэт, выросший среди членов высшего общества, воспитанный строгим французом и образованной немкой-бонной, будет очень страдать оттого, что среди них, среди всего этого лоска и роскоши он недополучил лишь одного — обычного человеческого тепла, нежной материнской любви.
В отличие от А.С. Пушкина, у Лермонтова не будет Арины Родионовны, которая вырастит его на русских сказках, легендах и поверьях; Мишелю не будут прививать любовь к России на каком-то генетическом уровне — ему придётся учиться ей самостоятельно. И он научится.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Однако в ранние годы юного Лермонтова беспокоили вопросы иного толка. Он чувствовал себя совершенно одиноким, покинутым, чуждым обществу, в котором живёт, и людям, с которыми вынужден общаться. На свете не находится человека, который сумел бы его понять. Этот мотив одиночества проявится в его ранней лирике, в особенности в элегическом размышлении «Одиночество».
Это стихотворение было написано в 1830 году, когда талантливому поэту едва-едва исполнилось 16 лет. В то время классик уже познакомился с творчеством лорда Байрона и понял, что мотивы его лирики близки ему. Особенно привлекателен для него тип байронического героя — изгоя, не принимаемого обществом, исторгаемого им. В какой-то степени сам Лермонтов ощущает себя таким вот героем.
В стихотворении «Одиночество» этот образ получает особое воплощение. Михаил Юрьевич пишет элегию в духе исповеди; смысл строк напоминает записи из личного дневника, на страницы которого поэт выливает свои самые сложные, сокровенные переживания, которыми он готов поделиться только сам с собой. С самых первых строк читателю слышится всепоглощающее отчаяние главного героя: «Как страшно жизни сей оковы/ Нам в одиночестве влачить». У него нет друзей, ведь никто не хочет делить с ним боль — а лживые «близкие», готовые делить его радость, ему не нужны.
Поэт, которого можно смело отождествлять с лирическим героем, не только и не столько противопоставляет себя бездушной толпе, не принимающей его, сколько понимает, что это единственный способ взаимодействия с миром, однако смириться с такой участью ему трудно. Мишель в собственном видении общества ставит себя в его центре и называет себя царём воздушным — существом эфемерным, реальным только наполовину. Герой болезненно ощущает, как уходят его года «будто сон», но не это беспокоит его. Страшно, что лирик… жаждет приближения смерти, которая положит конец его одинокой жизни, наполненной невыносимыми страданиями — именно поэтому в элегии появляется образ гроба, исполненный, к сожалению, нотками радости. Увы, но это единственный положительный «герой» в стихотворении «Одиночество», ведь только гроб, только могила способны избавить героя от мучений.
Это бессюжетное произведение, наполненное душевными переживаниями поэта; в нём нашли выражение все важнейшие бытийные конфликты, роднящие Лермонтова с бунтарским романтическим героем Байрона.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой и чередованием женской и мужской рифмы. Четыре удивительно мелодичных катрена богаты средствами художественной выразительности. Особо стоит отметить использование Лермонтовым безличных односоставных предложений, которыми он описывает поведение толпы. Таким приёмом он подчёркивает противостояние своего лирического героя и безликого, бездушного, пустого общества. Вместо неодушевлённого «света» у него появляется неожиданный «оживлённый» герой — гроб. К нему герой стремится как к счастию; он откровенно признаётся, что не хочет задерживаться на земле.
Чрезвычайно выразительны эпитеты, используемые поэтом в стихотворении: позлащённая мечта, воздушный царь. Их немного, но они обладают удивительной художественной силой.
У героя возникает ощущение, что он не нужен миру. Возможно, это можно характеризовать как предвосхищение героя Н. Тургенева — Евгения Базарова, который признается сам себе, что хоть он и жил, как ему казалось, для России, он оказался ей не нужен. Так и поэт считает себя лишним, чуждым обществу, в котором вынужден жить. В поздней лирике этот мотив выльется в желание и поиск уединения как единственного способа комфортного существования поэта. Особое выражение этой мысли можно найти в лермонтовском «Пророке», однако своеобразным краеугольным камнем мотива одиночества становится рассматриваемая одноимённая элегия М.Ю. Лермонтова — именно в ней находят выражение все переживания на тот момент ещё юного поэта.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану
1. История создания
Стихотворение «Монолог» написано в 1830 году, когда М.Ю. Лермонтов уже познакомился с творчеством Байрона.
Ему близок тип лирического героя — изгоя. Порой поэт ощущал себя таковым.
2. Литературное направление
Стихотворение было написано в духе романтизма.
3. Род
По роду произведение относится к лирике.
4. Жанр
Жанр произведения – элегия.
5. Проблематика
В очередной раз Лермонтов поднимает проблему лишнего человека.
Поэт сетует на то, что его окружение нуждается в нем и готово разделить с ним радостные минуты. Однако разделить с ним печаль высший свет не желает.
Поэт говорит о потребительском отношении со стороны окружающих. Когда у тебя всё хорошо, все рядом, но стоит появиться проблемам, даже друзья куда-то исчезают.
6. Тематика
Главная тема произведения – одиночество. Лермонтов как узник этого состояния.
Жизнь подобна тюремному заключению, потому очень сложно встретить родственную душу, с которой можно познать не только радость, но печаль тоже.
7. Идея
В стихотворении Лермонтов протестует против «оков» — внутренней и внешней тюрьмы. Поэт противопоставляет свою личность миру и обществу.
8. Пафос
Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы.
В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Удивительно, что у столь юного человека такие мрачные мысли.
9. Система образов
В стихотворении два образа: образ царя воздушного и гроба.
С образом царя воздушного поэт отождествляет себя. Лермонтов ставит себя в центр мира. Говорит о себе и своём понимании действительности, роли в обществе и жизни. В тоже время, его гнетет такое положение. Будучи царём, то есть центральной фигурой, он чужой среди своих.
10. Центральные персонажи
Центральный персонаж здесь один. Это поэт.
Когда Лермонтов создавал произведение, ему было 16 лет. В этот период он переживал личную драму. Конфликт между отцом и бабушкой достигал своего предела.
То, что творилось на душе поэта описано в стихотворении. Мотив горечи, разочарования и скорой смерти — всё это неожиданно для молодого юноши 16 лет.
11. Лирический герой
М. Ю. Лермонтов в образе лирического героя выражает свои думы. Мысли эти весьма печальны, равно как и эмоциональное состояние героя.
Жизнь его лишена радости, повсюду преследует тоска и одиночество, недопонимания со стороны посторонних. Поэт приходит к заключению о том, что жизнь его исчерпала себя. Унылый фон рисуют такие слова, как «страшно, одиночество, страданья, судьба, гроб, смерть».
12. Сюжет
Стихотворение не имеет сюжета. Основу составляют личные переживания поэта. В поэтическом тексте выражены все бытийные конфликты, которые чем-то схожи с творчеством Байрона.
13. Композиция
Композиция стихотворения кольцевая. Структура стихотворения состоит из 4 частей.
Первая часть начинается с рассуждения о нравственности. Здесь сосредоточена основная мысль поэтического текста. Она заключается не только в том, что поникший человек никому не нужен. Поэт хотел показать каково это: оставаться наедине со своей грустью лицом к лицу. Одиночество заставляет человека испытывать нечто невообразимое и уникальное.
Вторая строфа посвящена авторскому «я». Поэт сравнивает себя с царём воздушным. Находясь в центре событий, он понимает что все «воздушные замки» — мечты, которые он рисует, невыполнимы.
Последние две части — это финал стихотворения. Поэт возвращается к тому, с чего начал свои размышления — мотиву одиночества. Эта мысль усиливается за счет контраста: Лермонтов делает вывод, что никто смерти ему не желает, а радоваться они будут оттого, что живы.
14. Художественное своеобразие произведения
Из художественных приёмов поэт использует синтаксический параллелизм «и вижу…, как уходят…», «И вновь приходят…», «и вижу гроб…», «и будут веселиться…».
За счёт этого достигается ощущение монотонности жизни. Никакие перемены в укладке жизни поэта не происходят. Такой обстановка скорее всего будет и после его смерти.
Также стоит отметить ряд оборотов. «Никто не покрутится» — никто не позаботится, не попытается нарушить ход событий и предотвратить фатальный исход, утешить. Оборот «медлить над землей» – подчеркивает идею о том, что нет смысла дальше продлевать земное существование.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение состоит из четырех строф в каждой по 4 строки.
Размер стихотворения — четырехстопный ямб.
Лермонтов при создании стихотворения использовал перекрестную рифмовку (АБАБ).
16. Средства художественной выразительности
Психологическое состояние лирического героя в момент наивысшего одиночества достигается благодаря средствам художественной выразительности. Данный стихотворный текст богат и разнообразен метафорами, сравнениями, эпитетами и т. д.
Инверсия в словах «жизни сей», «нам в одиночестве влачить (переносить, терпеть)», «грусть делить», «один я здесь» выделяет ключевые слова в каждой фразе.
Метафоры: «жизни оковы», «страданья в сердце стеснены» передают графическое изображение явлений.
Антонимы — «веселье – грусть», «смерть – рождение», «все готовы – никто не хочет», «уходят – приходят» рисуют статичность. Какие бы перемены не происходили, ничто не может отразиться на судьбе, настроении поэта.
По словам Лермонтова его чувства ничего не значат для других людей. Это показано в сравнениях: «я, как царь воздушный (невидимый, бесплотный)», «уходят, будто сны».
17. Значение
Стихотворение «Одиночество» — это психологический портрет одинокого человека. Оно позволяет понять настроения поэта.
М. Ю. Лермонтов, как и в других произведениях, акцентирует внимание на личности в процессе самопознания и развития. Произведение относится к раннему периоду творчества. В эти годы поэт пишет стихотворения в форме лирических зарисовок, отрывков из дневника под названиями «исповедь», «монолог».
Предмет изучения лирики Лермонтова — душа человека. Поскольку заглянуть в чужую душу невозможно, то поэт изливает свою.
Лирика Лермонтова — это исповедь, становление души, искренность. Эти направления стали художественными открытием для всей русской литературы.
18. Актуальность
Выразив свои личные переживания в таком печальном произведении, Лермонтов показал, насколько глубокими и серьезными могут быть переживания подростков.
Стихотворение не теряет актуальности по сей день. Многие молодые люди хотят избавиться от чувства одиночества, грусти и стать счастливыми.
19. Мое отношение
Читая произведения Михаила Юрьевича, возникает впечатление, что поэт рано повзрослел. Юношей он пишет глубоко философские стихотворения, размышляет о бренности бытия, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом.
20. Чему учит
Данное произведение учит нас не быть равнодушными к проблемам близких нам людей. Оно учит быть внимательным к судьбам тех, кто находится с нами рядом.