Лермонтов осень о чем стихотворение
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
29.08.2020
Лермонтов М. «Осень»
Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:
«Демон»
«На севере диком»
Главные герои стихотворения «Осень» и их характеристика
Чему учит стихотворение «Осень»
Стихотворение учит любить природу. Учит помнить о хорошем и терпеть то, что не нравится. Учит смирению.
Отзыв на стихотворение «Осень»
Мне показалось, что это стихотворение наполнено грустью автора, осознающего, что лето ушло безвозвратно и настала осень. Он сожалеет о зеленой листве, которая стала желтой, и зелень елей называет мрачной. Он сожалеет о пахаре, который уже не отдыхает в полуденный зной. Месяц кажется ему тусклым, а зверь поневоле осторожным. Ничто в окружающем уже не радует поэта, не ласкает взор. И его печальное настроение передается читателю. Стихотворение откровенно грустное.
Анализ стихотворения «Осень»
Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1828 году.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: осень.
Это одно из первых стихотворений поэта, написанное, когда Лермонтову было 14 лет.
В нем поэт обратился к жанру пейзажной лирики, и описал приход осени. Причем автор не ограничился описанием чего-то одного, он попытался создать целостную картину изменений, связанных с приходом осени. И эта картина получается безрадостной.
Поэт описывает желтый лес с темными елями, вспоминает отдых пахаря, говорит о звере и тумане. Возможно в планах поэта было создание более крупного стихотворного произведения.
Между тем, в стихотворении очень мало использованы тропы, поэтому настроение оно создает скорее тоскливое, чем романтичное.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Осень»
Эпитеты: зелень мрачную, поникши ели, нависшею скалою, полуденных трудов, зверь отважный, месяц тускл.
Метафоры: листья кружатся, отдыхать от трудов, поле серебрит.
Олицетворения: ели зелень хранят.
Пословицы к стихотворению «Осень»
От осени к лету поворота нету.
Осень велика, а зима долга.
В ненастье не унывай, а печаль одолевай.
Веселое не вечно, и печальное конечно.
Тоскою горю не поможешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Осень»
Листья уже пожелтели, и начался листопад. Только ели стоят зелеными, но их ветки поникли, а зелень кажется мрачной.
Под скалой уже не встретишь отдыхающего от трудов пахаря. Осторожный зверь торопится скрыться. Тусклый месяц с трудом пробивается сквозь туман и серебрит поле.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Осень»
Читать стихотворение «Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова “Осень”
М. Ю. Лермонтов “Осень”
——————————————————————
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
——————————————————————
1828
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Осень”
Русская природа многогранна, самобытна и прекрасна в любое время года. Зима торжественна, радует глаз белоснежными шапками, шубами деревьев, иглистым инеем, разноцветными искорками на снегу под ярким солнцем в морозный денек. Весна – время пробуждения, оживления всего живого, появляются первые зеленые листочки, распускаются пестрым ковром цветы, щебечут, предвкушая скорое тепло, птицы. Лето – пора тепла, цветения всех растений, хорошего настроения.
Но самый красивый сезон – это осень. Насыщенной цветовой палитре можно позавидовать. Сентябрь – праздник ярких красок, романтики, терпкого и свежего воздуха. Осень – время подведения итогов, сбора урожая, в том числе эмоционального, философского. Неудивительно, что данный период вдохновил немало поэтов, писателей, художников, музыкантов на создание великих произведений.
М. Ю. Лермонтов особо часто обращался к теме природы в своих ранних стихотворениях. Некоторые исследователи творчества поэта считают, что это было своего рода оттачиванием мастерства стихосложения, так как повзрослев, он перестал уделять внимание пейзажной лирике. И даже говорил, что любование природой – удел юных, романтических натур, еще не успевших встретиться с несправедливостью и разочарованиями в жизни.
Мне же кажется, что лирик искренне выражал свои эмоции в каждом произведении. Окружающий мир не просто фон. Пейзажная поэзия автора примечательна отождествлением природных явлений с эмоциональным состоянием лирического героя. Образный параллелизм – один из любимых приемов Михаила Юрьевича.
Природа предстает полноправной участницей жизни персонажей, своеобразным действующим лицом. У одинокого, замкнутого, меланхоличного поэта осень вызывала особый эмоциональный трепет, чувство единения, родства.
«Осень» – одно из немногих уцелевших ранних стихотворений автора. Написано было в 1828 году. Михаилу тогда было всего 14 лет. Он обучался в пансионе, готовясь к университету. Товарищи отмечали, что Миша всегда был задумчив, приходил с книгой и в перерывах читал. В свободное время писал стихи.
Сохранилась только половина текст стихотворения. Вторая страница из тетради была вырвана. Лермонтов всегда был строг, требователен к себе, а к своему творчеству особенно. Поэтому из, накопленных за десять лет, работ смог выбрать лишь несколько поэм и лирических миниатюр для первого сборника.
Стихотворение «Осень» написано простым языком. Читатель не встретит здесь скрытых смыслов, замысловатых оборотов, глубоких образов. Здесь нет лирического героя, помимо самой природы и автора, созерцающего ее явления. Присутствуют образы дня и ночи. Темное время суток обжигает своим холодом, напоминая о скором приходе зимы.
Лермонтов рисует природу по-своему, как он ее видит. Стихи обладают высоким уровнем художественности. Стихотворение относится к лирике пейзажной, описательной. Но уже в нем можно заметить ростки неизменной тоски, печали, меланхолии, сопровождавших автора на протяжении жизни, проявлявшихся в более позднем творчестве. Лермонтов совсем еще был юн, но уже успел испытать первые разочарования в жизни. Ранняя лирика была выдержана в стиле романтизма.
Михаил Юрьевич создает тонкий образ межсезонья. Жаркое, веселое, полное счастья, положительных эмоций, лето сменяется тоскливой, щемящей осенью. Здесь на помощь приходит антитеза. Пожелтевшая, яркая листва противопоставляется поникшим елям, которые еще хранят «мрачную зелень».
Произведение построено на перекрестной рифме. Сочетаются первая и третья строчка, а вторая с четвертой – соответственно. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Композиция кольцевая. Первая строчка описывает осень в поле, а последняя ночь, туман, серебристый месяц там же. Возможно, композиционное построение изначально отличалось, так как стихотворение сохранилось не целиком.
Лирик очень точно передал чувство утраты по теплу, лету, прошлой жизни, беззаботному счастью. Вместе с тем, читатель понимает, что герой смирился с этим чувством. Возникает ощущение неизбежности, цикличности событий. Стихотворение вызывает светлую грусть, заставляет задуматься о скоротечности летней радости, тепла. После прочтения хочется укутаться в теплый плед, пить сладкий чай, сидя на веранде, наблюдая за изменениями в природе.
Здесь нет глубоких смыслов, только гармоничная смена сезонов. Вечный круговорот явлений, которой не изменит своего хода после нашего пребывания на планете. Увядание, завершение цикла необходимо для зарождения новой жизни.
Вызывает восхищение красивый, но лаконичный язык автора. Выбраны простые, но меткие, живописные метафоры: «месяц поле серебрит», «ели зелень мрачную хранят».
Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, заставляет глубоко окунуться в атмосферу осени.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
Ниже приводится сочинение «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.
1. История создания (год, биография, прототип).
3. Лирический герой, его чувства.
4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.
5. Ключевые образы (предметный мир).
6. Художественные средства; размер.
7. Идея (основная мысль).
М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Осень» в 1828 году, когда ему было 14 лет. Это одно из самых ранних произведений поэта, предположительно написанное в имении бабушки. По мнению исследователей творчества М. Ю. Лермонтова, известная нам версия стихотворения – это неполный или незаконченный текст, в котором нет окончания.
Тема стихотворения – описание русской природы в начале осени.
Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими с природой в тот период, когда лето уступает свои права осени. Поэт передает тоску лирического героя. Описание природы дается в традициях русской пейзажной лирики.
Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первом – описывается смена цвета листьев с зеленого на желтый на всех деревьях, кроме елей. Во втором четверостишии упоминается то, что пахарю стало не комфортно отдыхать в поле после работы. В третьем – лирический герой замечает, что дикие звери стараются скрыться в редеющем лесу, а ночью месяц светит тускло сквозь туман – признак похолодания. Все четверостишия объединены одной идеей – они показывают, какие изменения происходят с наступлением осени.
М. Ю. Лермонтов использовал такие художественные средства, как метафору («поникши ели»), эпитеты («месяц тускл», «зелень мрачную», «зверь отважный»), олицетворения («ели.. хранят», «месяц… серебрит»). Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой.
Мне кажется, что основная мысль стихотворения заключается в попытке передать читателю настроение лирического героя (тоску) через описание изменений в окружающей его природе.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Осень («Листья в поле пожелтели. »)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) недавно публиковал (посмотреть все)
Сижу я в комнате старинной… — 10.09.2021
ОСЕНЬ Михаил Лермонтов
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит.
Год написания: 1828
Детство поэта
Елизавета Алексеевна потребовала от Лермонтова отказа от сына в обмен на часть денег Арсеньевых. С тех пор отец и сын не поддерживали отношений. Это губительным образом сказалось на Мише. Он долгое время молил Бога, чтобы тот вернул малышу маму, и трагически переживал разлуку с отцом. Уже став старше, поэт встречался с отцом, однако встречи эти были короткими и безрадостными.
Маленький гений часто болел. Его бабушка, строгая, волевая и даже жестокая с окружающими, переживала за внука. Она приставляла к малышу няню, чтобы та круглосуточно находилась при Мише, отпускала крестьян с повинности, сгоняла их в церковь для молитв за здоровье внука. Для восстановления сил и здоровья бабушка часто возила мальчика на Кавказ, в горы. Там мальчик совершая долгие прогулки, научился любить и ценить природу.
Для того чтобы Миша меньше ощущал одиночество, для игр с ним подбирались крестьянские ребятишки. Вместе они лепили фигуры из снега, а потом разукрашивали их разными красками, придумывали игры и забавы. В этот период Лермонтов проявляет задатки своего таланта. Он начинает рисовать, играть на музыкальных инструментах, обучался наукам и языкам. Но особенно окружающих поражала способность мальчика быстро складывать слова в рифму. Причем у Миши это получалось настолько красиво, что бабушка даже записывала некоторые «произведения».
Образы и символы
Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень» опечален тем, что природа вокруг него засыпает, замирает. Выражать через описание пейзажа свои внутренние, личные, глубинные переживания — это распространённый приём у поэтов. Рассказывая о «мрачной зелени», «нависшей ели», «тусклом месяце», автор делится своими тревогами, своей печалью. Осень у Михаила Юрьевича параллельна определённому грустному, тяжёлому периоду в жизни лирического героя и, соответственно, самого поэта.
Природа в творчестве М.Ю. Лермонтова почти всегда созвучна душевным волнения, отражает их с помощью пейзажных образов.
Жанр, направление, рифма
Жанр этого стихотворения относится к описательной лирике. Лермонтов рисует образ уходящего лета и сменяющей его осени. Творчество поэта было выдержано в традициях романтизма.
Во всем стихотворном строе сохраняется перекрестная рифма. При таком типе рифмовки сочетаются по звучанию попарно первая и третья строчка. Написан данный отрывок четырехстопном хореем.
Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят; Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова (2)
Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году. Тема – описание природы с приходом осени. Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками. Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой. Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”. Эпитеты – “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”. Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.
История создания
В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.
Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.
Ещё по теме: Михаил Лермонтов
Прости, мой друг. Как призрак, я лечу…
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.
Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.
У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Жанр
Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.
Средства выразительности
Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”. Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.
Ещё по теме: Михаил Лермонтов
В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.
Средства выразительности
Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”. Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.
В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не типичен, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.
Анализ стихотворений«Помню – долгий зимний вечер» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – эпитеты, тема, история создания, композиция
Анализ стихотворений«Бородино» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко 5 класс – эпитеты, метафоры, гипербола, стихотворный размер
История создания
Краткий анализ стиха Лермонтова «Осень» проводится в 3—5 классе. Ученикам можно предложить следующий план разбора:
Что видели глаза четырнадцатилетнего юноши, когда в его душе складывались первые поэтические строки? В «Осени» Лермонтова, как в акварельном рисунке, отразились впечатления детских и отроческих лет поэта. Ему приходилось проводить много времени в родовом поместье бабушки в Тарханах Пензенской губернии. Возможно, именно там, одиноко прогуливаясь по бескрайним черноземным полям, лугам и перелескам, молодой и замкнутый поэт наблюдал, как меняется природа, как трудятся крестьяне на полях.
Что тяготило его душу, когда он записывал эти строки в тетрадь? Скорее всего, тревога о том, что ждет его в будущем, а также гнетущие отношения в семье. Мальчик лишился матери в раннем возрасте, а затем был отнят у отца и воспитывался строгой бабушкой.
Несомненно, Лермонтов любил ее, однако запрет на общение с отцом вызывал в душе подростка бунтарские чувства. Стихотворный набросок «Осень» является своеобразной иллюстрацией этих противоречивых эмоций.
Особенности текста
«Осень» принято считать одним из первых известных стихов Лермонтова, в котором его поэтическое творчество уже постепенно приобретает свою индивидуальность. Чтобы проанализировать текст, следует составить план и ориентироваться на него. Вот какой может быть последовательность действий при анализе:
Придерживаясь этой структуры, можно разобрать все особенности лирического текста, его настроение.
Меланхоличность, присущая творчеству Лермонтова, пока звучит вполсилы, но мотивы грусти и тоски по чему-то, о чем сложно говорить словами, уже очень явственно слышны в этом раннем произведении. Позднее они перетекут в философскую лирику, в серию элегий, текст которых напоминает пронзительную песню, наполненную душевной болью и страданием.
Краткая история создания
«Осень» относится к раннему творчеству поэта, год создания — 1828. К сожалению, текст не сохранился полностью, вторая страница была вырвана и уничтожена. Однако и фрагмент, попавший в руки исследователей, говорит, что даже в молодости Лермонтов был одиноким замкнутым человеком, который относился к осени по-своему. Картины золотых деревьев и багряного ковра, покрывающего землю, не вызывали в его сердце положительного отклика, а скорее, навевали хандру.
Вот несколько фактов, касающихся истории написания текста:
В более зрелом творчестве Лермонтов редко писал пейзажную лирику, скорее, картины природы становились лишь фоном, позволявшим ему передать собственные мысли и чувства, рассказать о своем одиночестве и душевной тоске. Но четырнадцатилетний поэт еще способен наслаждаться красотой природы, яркими и сочными красками осени.
В тексте нет и намека на мысли самого Михаила Юрьевича: это просто пейзажная зарисовка, в которой переплелись 3 измерения, относящиеся к миру растений, животных и людей.
Тематика и проблематика
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова следует начать с определения темы и идеи текста. Это образец пейзажной лирики, основным событием является описание прихода осени, когда пожелтела листва, и только хвойные леса сохраняют свои зелень с налетом мрачности и таинственности. Картина, нарисованная поэтом, рождает настроение грусти и печали. В осени Лермонтова нет золота и ярких разноцветных пятен, которое можно обнаружить в поэтическом творчестве Пушкина.
Пейзажная лирика Лермонтова связана с внутренним миром поэта, хотя в раннем творчестве эта особенность пока не является столь яркой и выразительной. Можно выделить следующие особенности поэтического текста:
При чтении можно заметить скуку лирического героя, ему неинтересно наблюдать за сменой времени года, за тем, как листва желтеет и облетает с деревьев, как отдыхает пахарь, а лесной зверь, спасаясь от зимних предстоящих холодов, спешит укрыться в берлоге.
Композиционное и жанровое своеобразие
При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой. Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха. Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.
Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.
Конечно, текст сохранился не полностью, возможно, на втором листе содержалась философская строфа.
При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть. Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы. Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.
Использование выразительных средств
При анализе «Осени» Лермонтова нужно отметить, что это одно из ранних творений поэта, вот почему текст достаточно прост и бесхитростен. Композиционно он состоит из 3 четверостиший, а синтаксически — из 4 предложений. Описания краткие и емкие, развернутой картины смены времени года, равно как и перемен в настроении лирического героя, поэт не дает.
Текст представляет собой словесную иллюстрацию собирательного образа осени, которая для Лермонтова не золотая нарядная пора, а увядание природы. Особенности рифмы:
Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» предполагает описание изобразительных и выразительных средств, которые позволили автору создать словесный рисунок осенних красот. Прежде всего, это эпитеты: «отважный зверь», «тусклый месяц», «мрачная зелень». Выражение одухотворенности природы, ее способности жить собственной жизнью достигается за счет использования олицетворения — «листья кружат и летят». Они уподобляются птицам, стремящимся к солнцу, в бескрайние просторы небес.
Обращается молодой поэт и к метафорам: «зелень мрачную хранят», «месяц поле серебрит», они помогают завершить создание целостной картины мира. Еще одно средство выразительности — инверсия, использование обратного порядка слов. Это помогает выделить фразы, подчеркнуть их значимость для Лермонтова.
Таковы основные особенности ранней пейзажной лирики М. Ю. Лермонтова, отразившиеся в одном из первых его стихотворений — миниатюре «Осень».