Литература душевное лекарство потому что

Литература душевное лекарство потому что

Литература душевное лекарство потому что. Смотреть фото Литература душевное лекарство потому что. Смотреть картинку Литература душевное лекарство потому что. Картинка про Литература душевное лекарство потому что. Фото Литература душевное лекарство потому что

Литература душевное лекарство потому что. Смотреть фото Литература душевное лекарство потому что. Смотреть картинку Литература душевное лекарство потому что. Картинка про Литература душевное лекарство потому что. Фото Литература душевное лекарство потому что

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Подготовьте тезисы основных положений статьи «О литературе».

Литература это «сознание народа», то есть его представление о жизни и окружающем мире, его нравственные оценки, это летопись народа, которая одновременно является «цветом и плодом его удховной жизни», потому что из века в век через книги передаются бесконечные богатства накопленного опыта.

Литература позволяет не только вызвать в человеке духовную жажду, но и утолить её.

Литература не подвержена смерти, она ее не признает.

Литература выполняет работу памяти и литература ведет читателя в будущее.

Предметом литературы может быть всё, потому что в жизни человека и человечества есть это «всё». Для неё нет запретных сюжетов, тем, слов. Главное, чтобы они были выстраданы и уместны.

Литература это душевное лекарство.

Как вы понимаете смысл надписи, висевшей над входом в библиотеку египетского фараона Рамзеса II?

Надпись над входом в библиотеку Рамзеса II гласила: «Душевное лекарство». Книги подобно лекарству лечат душу. Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Когда мне тяжело на душе, я могу прочитать рассказы О. Генри, Михаила Зощенко, А.П. Чехова и мне от этого на душе становится хорошо, поднимается настроение. Поэтому я с уверенностью могу утверждать, что книги действительно лечат душу.

Литературу роднит с другими видами искусства, то что все виды искусства создают художественные образы, одни при помощи кисти и красок, другие при помощи нот и инструментов. А отличие литературы от других видов искусства в том, что художественный образ (настроение, краски, звуки), создается при помощи слова, языка.

Можно ли применительно к одному произведению употребить слово «литература»? Уместно ли об отдельном взятом художественном произведении сказать: хорошая литература или, наоборот, плохая литература? Постарайтесь дать развёрнутый и аргументированный ответ.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРаиса Мансурова

Похожие презентации

3 Русский литературный критик В.Г. Белинский утверждал: « Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни ». Что значит сознание народа? Это сумма его представлений о жизни и окружающем мире, его нравственные оценки, это летопись народа, которая одновременно является « цветом и плодом его духовной жизни », потому что из века в век через книги передаются бесконечные богатства накопленного опыта.

4 Литература позволяет не только вызвать в человеке духовную жажду, но и утолить её. А.С. Пушкин писал о тех, кто умеет сопереживать литературным героям, умеет чувствовать красоту поэзии и понимать авторский замысел: Блажен, кто знает сладострастье Высоких мыслей и стихов!

5 Литература не подвержена смерти, она её не признаёт. Вот как эта мысль звучит в стихах А.А. Ахматовой: Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль И долговечней – царственное слово.

6 Английский философ – гуманист Ф. Бэкон ещё в 17 веке писал: «Произведение истинного поэта – бессмертно; доказательством тому служат творения Гомера, которые сохранились в течение с слишком 2500 лет; из них не утратилось ни одной буквы, ни одного слова, тогда как в течение того же времени разрушилось или было стёрто с лица земли бесчисленное множество дворцов, храмов, замков и даже целых городов…»

7 Предметом литературы может быть всё. Об этом сказал М.Е. Салтыков – Щедрин: « Литература – это сокращённая вселенная ». Для неё нет запретных сюжетов, тем, слов. Главное, чтобы они были выстраданы и уместны. А источник вдохновения можно найти в самых обыденных вещах – нужно только уметь смотреть на мир как на чудо.

9 Высока и значительная цель литературы. М. Горький так формулировал её: « Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, уметь найти хорошее в людях, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…».

11 Не зря три тысячи лет назад надпись над входом в библиотеку Рамзеса II гласила: « Душевное лекарство ».

Источник

МКОУ «Крайчиковская СОШ»
Колосовского района Омской области
Учитель русского языка и литературы
Кожевникова З.А.

Народный артист М. Ульянов, выступая в городе Таре перед земляками, сказал замечательные слова:
« Душу спасать надо. Вопрос: как? Читая классику».

Я абсолютно уверена, что литература всегда была, есть и будет «лекарством души». В книге существует некая мораль – вот это добро, а это зло. Она воспитывает личность, неравнодушную к окружающему миру, к человеку, природе, искусству. Подумаем, что важнее: бесполезные беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо или прикосновение к русской классике, основанной на идеалах добра, правды, духовной красоты?

Благодаря художественному слову, великой силе искусства даже самый нерадивый читатель соберёт по крупинкам всё то, к чему стремится душа. Литература может стать дорогой к любому творческому труду.

Наверное, и об этом тоже писал Вадим Шефнер в своём стихотворении:

Я в гору медленно лезу,
Ступени вверх пробиваю.
Я гору железом, железом
Долбаю, долбаю, долбаю.
Спина – будто натёртая солью.
А вдруг это крылья – крылья
Прорезываются с болью?

Позволю себе небольшой пример. История сохранила много свидетельств, когда поэзия Пушкина помогала в тяжелейших испытаниях, вела людей на подвиги. За него шли в бой, как за всю Русскую землю. Этот поэт был всегда олицетворением Родины. И сегодня жизнь каждого из нас немыслима без произведений Пушкина. На вопрос, есть ли в вашей жизни идеал, один из моих учеников ответил: «Пушкин. Он был воином: сражался пером поэта за свободу, честь и достоинство».

Если учитель – словесник хочет добиться серьёзных результатов в своей работе, он должен знать ответ не только на вопрос «что?», но и на вопрос «зачем?». Необходимо, чтобы смысл упомянутого «зачем?» был ясен и ученику. В противном случае преподавание литературы превратится в схоластику и буквоедство. Отсюда следует, что нужно сначала рассматривать литературу как размышление над миром и человеком, а уже потом как набор сюжетов, жанров, стилей, изобразительных средств. Поэтому в центре внимания стараюсь ставить именно созидание творческой, нравственной личности, способной вдумчиво оценивать свои поступки. Урок литературы призван научить чувствовать согласно, сообща, заодно с героем произведения, даже если он нам чужд, а главное, с писателем, даже если мы с ним не согласны. Сначала ученик должен понять, а потом уже принимать или не принимать. Цель преподавания литературы не в экзамене, а в самом процессе сопереживания

Е.Н. Ильин однажды заметил: «Творческая манера – результат умения обретать свой путь и свое мастерство на фундаменте собственной личности».

Никогда не мечтала быть учителем, но стала им. Наверное, обрела свой путь благодаря любви к детям и художественной литературе. Еще добавлю к этому чувство ответственности, без которого немыслимо никакое мастерство.
Я – учитель, поэтому школа – это образ моей жизни: готовлюсь к урокам, иду на урок, спешу на внеклассные мероприятия и не замечаю, как уходят годы.

Все в пути и в работе, всегда среди ребят, вместе с ними и для них.

Осмысление педагогического труда как-то само собой оформляется в стихотворные строки:

Как трудно нам порой найти
Ту «золотую середину»,
Не сбиться с верного пути,
Не окунуться в слов рутину.
Бывает пусто на душе,
Всё хочется начать сначала.
И, вроде, жизнь на рубеже,
А сделано ещё так мало.
Но стоит детские глаза
Увидеть, ждущие ответа,
И все проходит, как гроза,
И смысл имеет только это.

Источник

Статья «Лекарство для души»

Любая книга — умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

Арт-терапия в последнее время приобрела педагогическую направленность. В детских учреждениях она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Арт-терапия строится на вере в творческие способности каждого человека. Она не ставит своей целью сделать человека известным художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию или какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Арт-терапевтические методы позволяют детям открыть в себе творческий потенциал, повышая, тем самым, самооценку, уверенность в себе, что в конечном итоге содействует формированию положительной «Я-концепции».

Современная арт-терапия насчитывает множество направлений: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригами, маскотерапия, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия.

Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса второго висела табличка: «Лекарство для души». Так ещё в далёкие времена понимали значение книги. Лечение с помощью книг применялось ещё в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный учёный математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения некоторых заболеваний. Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале двадцатого века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, были созданы ассоциации библиотерапевтов.

Эта уникальная способность читателя находить в себе сходство с характерами литературных персонажей, видеть в них живых людей, породила такое явление как библиотерапия.

Библиотерапия – это реабилитация человека в мире современных проблем посредством литературы; метод руководства чтением, учитывающий проблемы личности читателя; терапия словом, заключённым в художественную форму.

Потребность в общении с прекрасным исключительно высока для человека. Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние, как на духовный мир человека, так и на его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Среди причин, по которым литература может быть использована для «терапии духа», называются следующие: отвлечение от грустных мыслей, нежелательных страхов; снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны; приятного досуга.

Детская литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, его качеств и черт характера. Главной ролью детской литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн.

Изучая литературные интересы детей, следует учитывать определённые сложности. Дело в том, что детям трудно самим сказать, а еще трудней написать о том, что они чувствуют и о чем думают, читая ту или иную книгу. Для этой цели наиболее плодотворным является метод беседы с тщательно продуманными вопросами.

Библиотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на различные состояния, свойства личности. При чтении произведений с целью профилактики и коррекции личностных нарушений у детей используются различные книжные жанры и стили: рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки, притчи.

Одним из интересных литературных жанров является притча. Притча – это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Героями притчи могут быть как люди, так и животные. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки. Известны как древние притчи, передаваемые из поколения в поколения, так и современные, которые имеют своих реальных авторов. Притча является любимым жанром литературы многих людей, потому что она пишется языком иносказания, чтобы понять ее смысл, надо иметь образное мышление и яркую фантазию. Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они заинтересовывают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко.

Притчи появились еще в 10 веке до нашей эры. Царь Соломон, правитель Иудейского царства, создавал первые притчи, которые теперь входят в Ветхий завет. Они были практически моральным сводом законов души. А четко обозначенная мысль в них давала возможность четко понять жизненное явление. Притчи очень популярны во всех странах мира, но особо распространены в общении и творчестве в восточных странах. Они всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. По моему мнению, притчи являются одним из интересных литературных жанров не только для взрослых, но и для детей. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит их думать, развивает интуицию и воображение, учит находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими ошибками. Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка, обязательно прорастут и дадут, свои плоды. Работая со старшей группой воспитанников Центра «Альмус», я использую такую форму работы, как чтение с обсуждением прочитанного. По моим наблюдениям, у детей проявляется интерес к притчам. Для чтения я стараюсь выбирать те из них, где содержатся размышления о добре и зле, чёрствости и сострадании, искренности и фальши, бедности и богатстве, щедрости и жадности, лени и трудолюбии. В процессе обсуждения разговор о притче переходит в разговор о жизни. Каждый имеет возможность высказаться, рассказать о том, как он понял притчу. Иногда после прочтения притчи, я рассказываю детям случаи из реальной жизни, которые имеют тот же смысл. Ребята называют эти рассказы «быль». На примере притч дети учатся думать, анализировать, делать выводы. У притчи есть одна особенность, которая притягивает внимание читателя и очень точно ее характеризует. Истина в ней никогда «не лежит на поверхности». Она открывается каждому в нужном ракурсе, так как дети все разные и мыслят каждый по-своему. Смысл притчи понимается не только разумом, но и чувствами, всем существом. Она помогает воспитанникам адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире духовно-нравственных ценностей. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Книга играет огромную роль в социализации личности ребёнка. Вхождение ребенка в книжную страну происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Источник

«Литература — это аптечка, где может найтись лекарство от всех душевных невзгод»

Литература душевное лекарство потому что. Смотреть фото Литература душевное лекарство потому что. Смотреть картинку Литература душевное лекарство потому что. Картинка про Литература душевное лекарство потому что. Фото Литература душевное лекарство потому что

Читают или нет современные дети и подростки? Могут ли уроки литературы в школе пробудить интерес к классической литературе? Как обсуждать сложные этические ситуации из прочитанного? Что нового и интересного в мире детской и подростковой литературы? Своими размышлениями делится Ирина Лукьянова, писатель, журналист и преподаватель литературы.

Литература душевное лекарство потому что. Смотреть фото Литература душевное лекарство потому что. Смотреть картинку Литература душевное лекарство потому что. Картинка про Литература душевное лекарство потому что. Фото Литература душевное лекарство потому чтоНаболевший вопрос: читают ли дети и подростки в наше время? Одни считают, что стали читать намного меньше, другие — что по-прежнему читают, но другие книги, не те, которые хотелось бы взрослым.

Я бы сказала, что дело не в количестве книг, а в другом: по сравнению с нашим детством очень серьезно изменилась информационная среда, и книга перестала быть единственным источником знаний, монополистом в плане передачи информации.

Приведу один из моих любимых примеров. Накануне первого съезда Союза писателей, Горький обратился к детям и попросил их поделиться: о чем бы вы хотели, чтобы написали писатели? И знаете, дети буквально засыпали Горького ответными письмами! «Комсомольская правда» тогда публиковала отрывки из этих писем, и оказалось, что детям интересно буквально все на свете: им хотелось знать и про социалистическое строительство, и про пятилетку, и про водолазов, и про другие страны и то, как там живут дети, и чуть ли не про то, как выращивать кроликов для народного хозяйства…

Дети жили в условиях сильной нехватки информации, за книги боролись, было важно укомплектовать библиотеки хорошей детской литературой, которую тогда издавали огромными тиражами, а дети все требовали и требовали… Это было в 1930-е годы, когда радио было не везде, газеты были не очень доступны, детских журналов было мало, и распространялись они не очень стабильно.

Постепенно ситуация выровнялась, дефицит был восполнен, и книга долгое время действительно была окном в мир. Даже телевидение в нашем детстве эту функцию не выполняло. Да, было несколько передач — «В гостях у сказки», «В мире животных», «Абвгдейка» и «Клуб путешественников» — да, пожалуй, и все. Этого было очень и очень мало.

А сейчас дети живут не в условиях недостатка информации, а в условиях ее избытка: они еще не успевают захотеть что-нибудь узнать, а мир уже старается со всех сторон в них впихнуть какие-то знания, на которые у них еще и запрос не созрел.

Еще один любимый пример: Леонардо да Винчи, когда ставил перед собой вопросы, записывал их в записные книжки. В них он дает себе разные задания: узнать, почему птица летает, как устроены ее крылья, как работает волна, почему так устроен прибой, почему раковина загнута так, а не иначе… Да Винчи, взрослый человек, который хочет познавать мир системно, задает себе вопросы, ответы на которые ему очень хочется узнать.

А современный ребенок еще спросить себя ни о чем не успеет, а ему уже сообщают и про золотое сечение, и про связь чисел Фибоначчи с завитком раковины, и про приливы и отливы и их связь с луной, и про особое устройство маховых перьев на крыльях у птиц и так далее. Информации слишком много, и поэтому, естественно, что ребенок, вместо того чтобы к ней тянуться, пытается от нее отбиваться. В этом потоке информации он отбирает только то, что фиксирует его внимание на себе, то, что ему кажется привлекательным, ярким, острым, вызывает достаточно сильный отклик.

Кроме того, у книги есть серьезные конкуренты в борьбе за внимание ребенка. Например, про подвиги водолазов ребенок будет узнавать из передач на канале Discovery или фильмов BBC. Для обучения у него есть компьютерные диски. Для удовольствия есть кино, с которым тоже очень трудно конкурировать. Книга в значительной степени утратила позиции монополиста. Дети не перестали читать, если мы говорим о механическом процессе, когда ребенок видит буквы. Букв ребенок видит не меньше, чем видели мы в своем детстве, а может быть и больше, вопрос в том, что это за буквы, в какие слова они складываются, какого качества эти слова.

Нередко уже взрослые люди говорят, что в детстве им не нравились уроки литературы, поскольку учителя транслировали скучный набор штампов, и они не научились получать удовольствие от процесса чтения. Могут ли в принципе уроки литературы заронить интерес к классике? От чего это зависит?

Для того чтобы сформировался интерес, надо, чтобы поднимаемая тема была для ребенка актуальной, чтобы он понимал, что все это имеет прямое отношение к его жизни, к вопросам, которые он пытается для себя решить в данный момент. Что это радость, удовольствие, а не просто унылые истории из жизни каких-то мертвых дядек. Я где-то недавно встретила такую забавную фразу: уроки литературы — это такие уроки, где пожилые тетеньки рассказывают детям про мертвых дяденек! Чтобы у детей было другое впечатление, учителю литературы, конечно, надо быть большим мастером.

Не надо впадать в ошибку и вставать в позицию прямолинейного проповедничества, которым сейчас, к сожалению, пытаются заменить собой стратегию, тактику, методику и теорию преподавания литературы. Эта позиция заключается в том, что литература — наша духовная скрепа, наше все, что это носитель национального генетического кода, что детям надо внушить перед ней священный ужас, и с ее помощью привить им моральные правила и нормы. Это, конечно, совершеннейший путь в тупик! Потому что как только ребенку говорят: «эта книга учит», с ребенком происходит одно из двух: он либо плюется и уходит, либо проникается ощущением, что всякая книга должна учить. И тогда горе детским писателям, потому что юный читатель, который возьмется за их книгу, уже будет въедливым морализатором, твердо знающим, что в любой книге должна быть мораль, что без морали недопустимо. И он приходит с вопросом: «А чему учит ваша книга? А почему в ней не прописана мораль большими красными буквами?» Откровенно говоря, я даже не знаю, что страшнее: ребенок, который честно разворачивается и уходит, или ребенок — сформировавшийся фарисей.

То есть, задача учителя литературы — показать, что книги — это дело живое! Что несмотря на то, что герои книг говорят каким-то странным языком, носят фраки и сюртуки, передвигаются на дрожках и экипажах, все равно — они такие же люди, у которых точно так же болит душа, так же радуется сердце. И когда ты об этом читаешь, ты тоже можешь радоваться, сопереживать, вовлекаться во все это, сочувствовать этим героям, а не только сидеть и выковыривать из этих строк какие-то правила жизни. Книга – это не сборник ответов и правил на все случаи жизни. Она может вообще не давать ответов, а только ставить вопросы, на которые ты сам должен отвечать. Она может разговаривать с тобой. Может предлагать свои ответы, с которыми ты не будешь согласен. Она живая.

Литература душевное лекарство потому что. Смотреть фото Литература душевное лекарство потому что. Смотреть картинку Литература душевное лекарство потому что. Картинка про Литература душевное лекарство потому что. Фото Литература душевное лекарство потому что

Нельзя воспринимать литературу как прикладную этику. Очень часто отвращение к литературе связанно именно с таким подходом. Помню, как в моем детстве, на уроке литературы в 9 классе мы проходили «Ионыча», и учительница сказала: запишите в тетрадь: «План показа гибели личности». Понятно, что такой была программа, был экзамен по литературе, к которому надо было готовиться по этой программе. Но когда вместо живого Ионыча, с его отупением, с его непростой душевной историей, с его превращением из поэтичного юноши в отяжелевшего, отупевшего душевно человека, предлагают формулировку «План показа гибели личности», то убивают живое произведение, превращают урок литературы в канцелярское занятие. И все, ребенок протестует: «Какой план?! Выпустите меня отсюда! Я не хочу этим заниматься!»

А как вы считаете, подросток вообще способен понять такие сложные тексты, как «Анна Каренина», «Идиот», «Доктор Живаго»? Или лучше все-таки такие вещи читать позже?

Я бы сказала, что эти тексты, вечные тексты — очень многослойные. Их нельзя понять один раз и навсегда, их перечитываешь много раз и каждый раз обращаешь внимание на разные вещи, которые созвучны с твоим сегодняшним состоянием. Скажем, «Евгения Онегина» в 15 лет читаешь одними глазами, в 20 — другими, а в 29 — совсем иначе: ты вдруг натыкаешься на строчку «Ужель мне скоро тридцать лет?», — и ты понимаешь, что ведь это тебе скоро 30, и все, что ты прочитал — это уже твоя отшумевшая молодость. А когда ты становишься старше всех этих героев и переживаешь и их самих, и авторов, которые их создали, — опять рождается совершенно другое прочтение.

К примеру, «Анну Каренину» я читала несколько раз и каждый раз обращала внимание на разных персонажей. В юности читаешь роман глазами Анны, для тебя она главный герой, а какие-то другие истории кажутся совершенно досадными и не нужными: непонятно, зачем тут вообще линия Левина! Потом начинаешь перечитывать и, наоборот, обращаешь внимание на его метания. А еще позже, когда становишься мамой, вдруг видишь глубоко упрятанное тихое страдание Долли, которая хоронит ребенка, и никому кроме нее до этого нет дела, а она еще при этом пытается справиться со своей семейной драмой и помочь Анне. Спустя еще какое-то время вдруг обращаешь внимание на Каренина, которого всю жизнь считала мерзким старикашкой — вдруг оказывается, что это думающий и чувствующий человек, вовсе не такой гадкий, как раньше казалось.

Эти произведения замечательны тем, что у них нет однозначного толкования, одной-единственной трактовки, их нельзя уложить в краткий пересказ или несколько тезисов. Вот почему совершенно бессмысленно делать единый учебник литературы с единой интерпретацией художественных произведений. Кто-то скажет, что Каренин — сухой и чопорный чиновник, а кто-то покажет нам совершенно другого Каренина, благородного и страдающего (как это сделано в последней экранизации, при всех ее недостатках). И кто тут прав? Об этом тоже нужно разговаривать с детьми. Если дети видят, что тебе интересно об этом с ними разговаривать, они тоже будут откликаться каким-то своим интересом.

Да, соперничать за их внимание с гаджетами, конечно, трудно. Еще очень многое зависит от того, читали ли с ребенком родители, сформировалась ли у него привычка к чтению, достаточный ли у него уровень читательской культуры. Дети ведь тоже очень разные! Когда спрашивают: «Читают ли современные дети?», хочется в ответ спросить: «Читают ли современные люди?» Дети — это люди. Среди них также есть более образованные и менее, более читающие и менее…

Бывают дети с трудностями чтения: у них процесс чтения еще не автоматизировался, им просто физически трудно читать, для них это большой труд. Вот если бы школа научилась помогать детям, которым трудно читать, а не просто предъявляла бы к ним требования, было бы совсем хорошо. Но это отдельная большая тема — и вопрос к организации системы образования.

Допустим, учитель отталкивается от того, что не существует одного-единственного «правильного» понимания текста, показывает детям разные грани произведения. Как ему быть в ситуации, если подросток говорит: «А мне нравится, как живет Стива Облонский!» или: «Жить, как господин из Сан-Франциско — вот к чему надо стремиться»? Ведь очевидно, что хороший учитель такой жизни своим ученикам не пожелает…

Прежде всего, надо помнить, что прямая проповедь никогда не работает. Прямая трансфузия головного мозга от взрослого к ребенку, по счастью, невозможна. Нельзя положить на один стол одного, на второй — другого и устроить прямое переливание мозгов. Есть вещи, до которых ребенок должен дойти сам, потому что взрослое мнение он не примет, а примет только свое, то, до которого он додумается сам. Наша задача — помочь ему двигаться в правильном направлении.

Я думаю, что самое умное, что придумано в истории педагогики, со времен Сократа не изменилось: умный учитель не дает ответы, а задает вопросы, заставляя мысль ученика двигаться дальше.

С учеником, конечно, можно и нужно разговаривать, можно и нужно устраивать обсуждения на уроках, но они должны проходить в атмосфере уважения его точки зрения, исходя из презумпции ценности каждого мнения. Можно разговаривать после уроков, если ученик подходит с вопросами, можно самому задавать ему вопросы, побуждая двигаться в каком-то направлении, открывая ему какие-то грани, которые для него пока остались незамеченными.

Литература душевное лекарство потому что. Смотреть фото Литература душевное лекарство потому что. Смотреть картинку Литература душевное лекарство потому что. Картинка про Литература душевное лекарство потому что. Фото Литература душевное лекарство потому что

Если говорить о конкретном произведении — «Господин из Сан-Франциско», то в ситуации, о который вы говорите, у учителя есть два выхода. Первый — пойти по пути прямого втолковывания морали: «Ну ты же сам понимаешь, насколько пуста и бессодержательна эта жизнь… Разве ты хотел бы вернуться домой в трюме корабля, упрятанным в ящик из-под напитков?». Какую реакцию мы тогда получим? Ребенок скажет: «А мне будет уже все равно, я уже буду мертвый. Прожил свою жизнь — и с меня хватит».

Второй путь требует от учителя большой мыслительной работы: как поставить вопрос так, чтобы ребенок сам понял ущербность своей позиции? Естественно, все мы хотим, чтобы дети понимали, что жизнь господина из Сан-Франциско — не идеал. Но это требует от учителя действительно серьезной работы.

У меня нет правильных ответов, потому что в литературе вообще очень мало правильных ответов. Можно задавать вопросы. Да, если он сам на это все заработал — почему не может развлекаться так, как хочет? Почему же не может? — может. В чем цель господина из Сан-Франциско? Заработать много денег и потратить их на путешествия. Чего он ищет в путешествиях? Сильных впечатлений и острых ощущений. Можно? Конечно. А чего еще можно искать в путешествиях? А какие еще бывают цели в человеческой жизни? Из литературы нам известные, из окружающей действительности? Чем они отличаются? Это прекрасный повод для того, чтобы поговорить с детьми о главном: о ценностях, о смысле жизни, об альтруизме и эгоизме, о гедонизме и аскетизме…

Я не говорю, что этот путь на уроках литературы единственно правильный, что это дает готовые ответы в сложной ситуации, описанной Буниным. Я говорю только о том, что учителю надо думать самому, вместо того, чтобы покупать какую-нибудь книжку с готовыми уроками на весь год и «шпарить» по этой книжке, и на каждый вопрос иметь готовый однозначный ответ: этот герой идеал, тот луч света, а того надо заклеймить позором. Думать и разговаривать — тогда литература станет живой! Учитель ведь никогда не знает, с чем придет класс. Один мой ученик как-то сказал: «А я понимаю Бориса Годунова. Человеку нужна власть». Спрашиваешь: «Зачем?» «Чтобы были деньги». «А зачем деньги?» «Чтобы была власть». И дети начинают активно спорить, что первично — власть ради денег или деньги ради власти, а я сижу и думаю: «Стоп-стоп-стоп, что я сделала не так?!»

В общем, диалог на уроке литературы — процесс непредсказуемый…

Да, непредсказуемый, живой. Один мой класс как-то заявил, что Катерина из «Грозы» — просто инфантильная дура. Это непосредственное восприятие, когда они смотрят на этих героев, как на живых людей. А мы пытаемся или давать готовые моральные оценки или тут же переводить всё в плоскость сложного литературоведения.

Разумеется, с подготовленными детьми и сложным литературоведением надо заниматься — анализировать не только непосредственное читательское восприятие, но и замысел автора, и его позицию. Почему Пушкин замыслил это так, а не иначе? Почему Гончаров ставит своего героя в такие обстоятельства? Почему Бунин отправляет своего героя домой в ящике из-под прохладительных напитков? Зачем ему это было нужно? Можно ведь и автора позвать на подмогу, попробовать понять его точку зрения. Мы ведь не брошены совсем наедине с текстом, в тексте есть авторский взгляд и авторская воля, а у нас за спиной стоят Бунин, Пушкин, Толстой — и они тоже могут прийти к нам на помощь. Они, в общем-то, не мертвые дяденьки, правда?

Совсем не мертвые… А что интересного можно почитать подростку из современной литературы? Можете поделиться конкретными именами?

Конкретные книги очень трудно советовать, потому что всегда получается совет для «сферического подростка в вакууме». Один примет и прочитает, другой нет, а третьим и советовать бесполезно, потому что они уже сами все нашли и прочитали еще до того, как я собралась посоветовать.

Надо смотреть на самого подростка, чего он хочет. Мне близка та мысль, что литература — это такая аптечка, где может найтись лекарство от всех душевных невзгод, могут найтись темы для разговоров, если мысль ребенка уносит его в какую-то определенную сторону, а нам бы хотелось чтобы он подумал в другую сторону. Так что очень трудно советовать что-то конкретное…

Что мне кажется важным, на что бы я хотела обратить внимание подростков — это всероссийский конкурс «Книгуру»: каждый год эксперты отбирают, а дети голосуют за лучшие произведения для подростков на русском языке. Практически каждый год там представляются новые хорошие тексты современных авторов, говорящих с сегодняшними детьми на сегодняшнем языке. Иногда это очень интересное чтение, очень необычное, причем самых разных жанров. Я бы советовала туда заглядывать, потому что там могут найтись вещи, которых никто не ожидал.

Еще я бы советовала смотреть на то, что сейчас делают издательства: у многих выходят очень интересные книги. Все-таки «золотую полку» подростковой литературы мы все себе хорошо представляем, если мы читающие люди, у каждого найдется большой список своего любимого — того, что можно предложить ребенку. В конце концов, можно взять книгу, сесть вечером рядом с ребенком и почитать — отличная же штука!

А вот современную детскую и подростковую литературу взрослые плохо представляют и поэтому постоянно хоронят. У детских и подростковых литераторов давно в ходу такая шутка: «мы те, кого не существует». Как ни соберешься на какой-нибудь круглый стол по детской литературе, так обязательно кто-нибудь скажет, что детская литература умерла. Книгоиздатели, за исключением некоторых особо смелых, боятся рисковать, критики, за исключением тех, которые глубоко «в теме», делают вид, что ничего нового не выходит, а мамы в принципе очень консервативны и считают, что с тех пор, как они были детьми, в детской литературе ничего хорошего не появилось, и лучше уж читать старое доброе. Да появилось! Просто надо открыть глаза, немного оглядеться по сторонам, походить по литературным ресурсам, заглянуть на сайт Российской государственной детской библиотеки, на сайт «Гайдаровки», полистать журнал «Библиотека в школе» или «Книжное обозрение». Нельзя же ожидать, что литераторы сами прибегут и всучат свои книги! Здесь возможностей как раз много, и все в ваших руках.

Беседовала Анастасия Храмутичева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *