qr код что это такое и для чего он нужен и где используется обзор
QR-коды в России. Закон, сделка и полная шизофрения
В России планируют ввести обязательные QR-коды для транспорта, кафе и магазинов. Регулироваться применение кодов будет общим федеральным законом. Но. закона нет, а действуют требования прямо сейчас. Вместе с экспертами разбираемся в происходящем и приходим к выводу, что вопросов слишком много, в отличие от ответов.
Итак, необходимость предъявлять сертификаты о вакцинации при покупке билетов ляжет на пассажиров самолётов и поездов в случае принятия законопроектов. Пока норм нет, оперативный штаб по борьбе с ковидом в России сообщил лишь о начале законотворческой деятельности. Но. в большинстве регионов страны требование предъявить код уже действует. Так значит, всё, что просят от нас прямо сейчас, незаконно? Царьград в беседе с экспертами пытался понять, что происходит.
Теория и практика
Оперативный штаб, как уточняют «Невские новости», работает вместе с профильными ведомствами. Когда законопроекты будут внесены в Госдуму, пока неясно. Однако теоретически принятый проект регламентирует внедрение QR-кодов на всех видах транспорта, в кафе, ресторанах и торговых центрах. Действовать требование будет по меньшей мере до середины 2022 года. Впрочем, пока это лишь прогноз.
Как подчеркнул в беседе с Царьградом руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов, принятие федерального закона отчасти может стать благом, поскольку сегодня регионы пишут нам новые правила «кто в лес, кто по дрова»:
А вы попробуйте обжаловать QR-код в суде
Заслуженный адвокат России Дмитрий Краснов обратил внимание на двойственность и даже тройственность нашего положения. Если вспомнить, что Россия участвует в международных договорах, например в Нюрнбергской конвенции, регулирующей права и свободы человека, то предъявляемые сегодня требования по QR-кодам незаконны. С другой стороны, новая Конституция предполагает примат именно нашего права над международным:
То есть, в принципе, мы в своих принятых решениях свободны, не связаны ничем, никакими международными рамками и стандартами.
Опять же, режим ЧС в связи с пандемией коронавируса в России не объявлен. А условия жизни практически чрезвычайные. Людей постепенно ограничивают в правах, используя мягкую силу. И многие принимают решение привиться, поскольку это просто удобнее. По этому пути пошёл и сам Краснов, как он признался в беседе с Царьградом. Поскольку на работе поставили ультиматум, что в противном случае трудиться не получится:
Наконец ещё один нюанс, на который указал эксперт. Дмитрий Краснов сомневается, что мы видим решения именно региональных властей. Скорее это сделка, в условиях, когда федеральному центру невыгодно брать на себя всю долю ответственности, ведь это отразится на рейтингах:
Посмотрите правоприменительную практику. ЧС не ввели, то есть всё идёт вразрез с нормами международного и нашего законодательства. Но попробуйте обжаловать решения по поводу QR-кода. Какие будут судебные решения? Не в вашу пользу. Это говорит о том, что действует государственная политика, принятая к исполнению на самом высоком уровне. Просто она проходит через губернаторов, реализуется на конкретных субъектах, поскольку политики не хотят потерять электоральную поддержку. Она и так низкая в связи с плохим материальным положением, сложной международной и внутренней обстановкой, с падением доходов людей на протяжении последнего времени. Растёт инфляция, принимаются законы вопреки интересам народа. И так уже видно, что люди недовольны, а это добавляет недовольства и отнимает очки у руководителей, которые, видимо, хотят править нами ещё долго.
Законно, но.
Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов был менее категоричен. Он уверен, что QR-коды, введённые на местном уровне, законны.
Кстати, о QR-кодах и возможности их обжалования в суде в эфире программы «Царьград. Главное» говорил накануне и учредитель «Первого русского» Константин Малофеев. Он отметил, что хотелось бы увидеть правоприменительную практику. Малофеев и сам юрист, но конечного ответа на вопрос, законны ли предъявляемые к нам требования или нет, для себя не получил. И найти истину можно, только обращаясь в суды.
Больше деталей в видеоверсии дискуссии в плеере чуть ниже.
Как работает QR-код?
Привет Хабр! В блоге на нашем сайте мы регулярно публикуем статьи про данные и всё, что с ними связано. Некоторые материалы оттуда публикуем и здесь.
В 2020 году многие россияне впервые столкнулись с QR-кодами — сначала они были нужны для регистрации выхода из дома, затем для входа в бар или клуб. Технология проста в использовании, но интересна изнутри, а придумали её совсем не для контроля и изоляции. «Код быстрого реагирования» появился как альтернатива штрихкоду, он может передавать до 4296 букв и цифр и при желании принимает форму можжевеловой изгороди. Представляем исчерпывающий гид по QR-кодам.
Как придумали?
Идея передавать информацию с помощью графических элементов, которые будут распознаваться автоматически, появилась еще в середине XX века. Филадельфийским торговцам продуктами очень не хватало удобной системы контроля и учета товаров, и они обратились в Дрексельский университет с просьбой разработать ее.
Cоздателя первого штрихового кода Нормана Вудланда вдохновила азбука Морзе: он объяснял, что просто расширил точки и тире, превратив их в широкие и узкие штрихи. Для их считывания предполагалось использовать технологию оптической звукозаписи. Из-за технических трудностей реализация замысла заняла двадцать лет: первый товар со штрихкодом (пачка жевательной резинки Wrigley) был продан в 1974.
Штрихкоды быстро нашли применение в промышленности: ими удобно было маркировать детали и комплектующие. Но не для всех компаний этого было достаточно. В японской Denso Wave, производящей запчасти для автомобилей, работники просили руководство разработать более эффективную систему, и в 1994 она появилась — в виде матричного (двумерного) кода. Его назвали Quick Response Code — код быстрого реагирования или QR-код.
Где используется?
Для использования QR-кода не нужно ничего, кроме смартфона с камерой и приложения (оно обычно установлено по умолчанию), поэтому черно-белые квадратики заметно облегчают жизнь там, где нужно перевести действие из офлайна в онлайн: например, быстро привести человека, увидевшего интересную вещь в реальном магазине, на сайт. Или дать ссылку на скачивание подробной инструкции прямо на коробке с товаром. А может, показать свой интернет-проект человеку, в руках у которого оказалась ваша визитка. А еще QR-коды позволяют подтвердить оригинальность электронных билетов, право на скидку или кэшбек в магазине. Музеи шифруют в QR-коды информацию, организаторы викторин и квестов прячут в них подсказки. Всё чаще QR-коды используются для онлайн-оплаты — но пока это не совсем привычно для большинства покупателей.
Сейчас о QR-кодах знают даже те, кто никогда активно не использовал онлайн-сервисы: весной в Москве они нужны были для того, чтобы выйти из дома и не заработать штраф, а сейчас, согласно указу мэра Москвы, — для регистрации посетителей ночных клубов. Каждый должен отсканировать такой код (или отправить смс, но это дольше и не так удобно), оставив таким образом свой номер телефона. Если выяснится, что кто-то из посетителей являлся носителем коронавируса, все остальные посетители постфактум получат предупреждение о возможном контакте.
Почему так выглядит и как шифрует?
У всех QR-кодов есть кое-что общее: белая рамка, три одинаковых черных квадрата по углам (каждый в двойной рамке), еще один черный квадрат (поменьше, но тоже в рамке), полосочки из черно-белых модулей. Это техническая часть кода, которая позволяет камере точно определить его расположение и оценить размер модулей. Также код содержит информацию, необходимую для его правильного распознавания: о маске, уровне коррекции и версии. Все оставшиеся поля можно использовать для передачи информации.
Каждый QR-код может содержать:
Если вы наведете на код камеру, то, скорее всего, ваш браузер откроет страницу поиска. В поисковой строке вы найдете наше послание.
Большинство популярных приложений для QR-кодов позволяет распознавать буквы, цифры и спецсимволы. Чисто технически с помощью QR-кодов можно передавать изображения и звуки, но такие форматы используются редко: и данные придется сильно сжимать, и приложения, способные их распознать, не получили большого распространения. Дать с помощью QR-кода ссылку на картинку или песню гораздо проще.
Составление QR-кода проходит в несколько этапов:
Как распознается?
Для пользователя все просто: навел камеру смартфона, получил уведомление о том, что код распознан, нажал на него — а дальше по ситуации: читаешь текст, переходишь по ссылке, добавляешь новый контакт в адресную книгу, регистрируешься в системе.
Для приложения в большинстве случаев тоже больших сложностей нет: черные и белые поля легко распознаются, квадраты в углах подсказывают, что именно нужно читать и где расположена системная информация. Затем в основной части кода белые поля превращаются в нули, черные — в единицы. Получается поток данных, из которых потом восстанавливается исходная информация.
В чём проблема?
Не всегда QR-код удается правильно распознать. Denso Wave предупреждает, что QR-код может не читаться, если был уменьшен или увеличен, если белое поле по краям заполнено буквами или изображениями, если для создания кода использованы недостаточно контрастные цвета или код нанесен на рисунок-подложку, если код нанесен на полупрозрачную или прозрачную поверхность (например, клейкую ленту). Несмотря на то, что экспериментировать с внешним видом кода можно, самым надежным остается обыкновенный черно-белый вариант.
Хотя Denso Wave и предупреждает о том, что цветные двумерные коды, коды с картинками и прочие творческие находки не соответствуют стандартам, это не мешает ими пользоваться — или, по крайней мере, «рисовать их». Тут фантазии есть, где развернуться: от цветной ёлочки Лебедева и генераторов, которые позволяют вставить в QR-код текст или картинку, сохранив читаемость, до кодов, выложенных цветами в британских магазинах Marks&Spencer или высаженных можжевельником в Китае.
Альтернативы
При всех своих достоинствах, QR-код — не единственный. Та же Denso Wave разработала Micro QR для передачи меньшего объема информации (вот тут сравнение), SQRC (код, часть информации которого доступна всем, а часть — только пользователям, у которых есть специальный ключ для расшифровки), IQR Code (может иметь разный размер и форму), Frame QR (внутрь можно вставлять изображения). Сравните их все.
Используются и коды, которые не имеют отношения к Denso Wave. Это, например, Aztec Code (его легко узнать по квадрату в центре) на авиа- и железнодорожных билетах, MaxiCode в грузоперевозках, DataMatrix в промышленности, прямоугольный PDF417 для документов.
Российская национальная система маркировки «Честный знак» использует DataMatrix. Индивидуальный код позволяет отслеживать перемещение всех товаров от поставщика к покупателю и исключает возможность появления подделок в торговых сетях. Кроме того, специальное мобильное приложение позволяет любому покупателю убедиться в подлинности товара.
QR-коды сейчас где только не встретишь: на городских достопримечательностях, футболках, в извещениях об уплате налогов. И даже на надгробиях — на случай, если кому-то захочется узнать больше об умершем человеке. Самой же технологии, несмотря на приличный по меркам IT возраст, на кладбище истории пока рано: она явно в самом расцвете сил.
Линейные штрихкоды, кстати, тоже еще вполне живы. Они используются там, где не нужно передавать большой объем информации или переводить пользователя в онлайн. В торговых сетях, библиотеках и на складах вполне достаточно кодирования 20-30 символов. Часто преимуществом линейного штрихкода становится компактность: его можно нанести и на пачку жевательной резинки, и на плату компьютера. Но дело еще и в том, что GS1, международная организация, которая занимается созданием и внедрением стандартов для бизнеса, выделяет именно линейные коды EAN для основной информации, а QR-коды — для дополнительной. Поэтому наличие зарегистрированного штрихокда EAN необходимо для работы со всеми крупными торговыми сетями.
На тот случай если вы задумали сменить сферу или повысить свою квалификацию — промокод HABR даст вам дополнительные 10 % к скидке указанной на баннере.
QR-код: что это такое, как его создать и использовать
Мы часто можем увидеть QR-коды на наружной рекламе, этикетках, чеках, электронных билетах, визитках и даже в искусстве. С помощью них можно оплатить товары или услуги, быстро перейти на сайт, получить скидку в магазине.
Сейчас каждый пользователь интернета применял QR-код хотя бы раз в жизни. Поэтому тем, кто продвигает бизнес, важно понимать, как работает QR-код и как его применять с пользой для маркетинга. В этой статье мы расскажем, что такое QR-код, как его создать и чем он может помочь бизнесу.
Пример использования QR-кода в интерактивном граффити, ЦСИ «Винзавод»
Содержание
Что такое QR-код
QR-код или Quick Response Code – вид двумерного штрихкода в виде матрицы из черных и белых квадратов. Чтобы считать такой код, нужно воспользоваться камерой мобильного телефона или планшета с функцией QR-сканера. QR-код также называют матричным кодом или двумерным кодом.
Немного истории:
В 1994 году у японского производителя автомобилей Denso Wave появилась необходимость быстро и без ошибок находить конкретные машины и детали к ним. Так появилась новая разновидность штрих-кода – QR-код, в котором можно было зашифровать иероглифы, буквы и цифры.
Создатель QR-кода Масахиро Хара отмечает 25-летие своего изобретения
В QR-код обычно закладывают до 2-3 килобайт информации. Максимальное значение – до 15 килобайт.
Самый маленький QR-код имеет размер 21х21 px, самый большой – 177х177 px.
QR-код сегодня – один из самых надежных способов хранения данных. Даже если 30% кода повреждены или стерты, закодированную информацию можно корректно считать.
Для чего нужен QR-код
В повседневной жизни QR-коды чаще всего можно увидеть на рекламных материалах. QR позволяют быстро и просто направить людей на нужный сайт с источника, на котором нельзя разместить кликабельную ссылку.
QR-код может ссылаться на страницу товара. Например, на баннере с изображением кроссовок может быть QR-код с зашифрованной ссылкой на страницу онлайн-магазина с характеристиками кроссовок и возможностью их купить.
Ещё такой код часто встречается на упаковках лекарств и гигиенических средств. Информация в нем обычно ведет на страницу с инструкцией по применению.
Вот небольшой список, где пригодится матричный код:
Отправка ссылок на сайт, посадочные страницы, приложение, изображение, музыку, видео, документ или соцсети. Например, на сайте Телеграма QR-код ведет на скачивание приложения:
Визитки – можно закодировать номер телефона, имя, email и другую информацию для быстрой передачи на устройство.
Обозначение геолокации – отсканируйте код, и откроется приложение с картами, где будет указан адрес и точка на карте.
Пример QR-кода геопозиции
Доступ к точке Wi-Fi.
Пример матричного кода для доступа к wi-fi точке
Акции и персональные скидки.
Пример уникальной акции для покупателя
Рекомендации и инструкции по применению.
Пример кода, который ведет на инструкцию по использованию лекарства
Онлайн-переводы и быстрые платежи.
Пример оплаты QR-кодом от зеленого банка
Для подписки в соцсетях. Вместо того, чтобы диктовать название аккаунта или отправлять ссылку, просто дайте отсканировать ваш персональный QR.
Мультифакторная аутентификация – для безопасного входа пользователя в его аккаунты.
Чтобы открыть WhatsApp на ПК, нужно отсканировать QR-код.
Структура QR-кодов
Визуально стандартный QR-код состоит из белой рамки, четырех квадратов в каждом углу и горизонтальных и вертикальных элементов.
QR-код для сайта Веб-Центра
В узоре QR-кода зашифрована последовательность данных в двоичном коде.
Камера распознает стандартный QR-код по трем квадратным меткам в его углах. Обнаружив их, сканер считывает все, что находится в определяемом ими квадрате, а затем анализирует матрицу кода. Каждому элементу матрицы присваивается значение в зависимости от цвета: черный или белый, 0 или 1. Затем элементы группируются в более крупные узоры.
Матричный код содержит в себе четыре кодировки:
Десятичные числа от 0 до 9. Максимальное количество символов – 7089.
Кандзи – иероглифы современной японской письменности
В одном коде можно зашифровать 1817 иероглифов.
QR вмещает в себя до 2953 байтов информации.
Существуют две модификации кодировок:
Режим структурированного дополнения. Преобразует набор данных в несколько QR-кодов, позволяя считывать до 16 матричных кодов одновременно.
Режим FNC1. Позволяет QR-коду выполнять функции штрих-кода.
Расположение черно-белых элементов в QR-коде имеет четкую структуру:
Поисковые узоры служат для определения расположения кода.
Линии синхронизации содержат информацию о размере матрицы.
Коды маски и уровня коррекции. Здесь расположены данные о формате кодировки, а также контроль ошибок при расшифровке кода.
Код версии. Это информация о версии QR-кода – сейчас их около 40.
Выравнивающий маркер. Показывает ориентир для сканирующих устройств – в каком направлении находятся элементы кода.
Отступ. Это белая рамка вокруг QR-кода. Без нее сканер не поймет, что нужно считывать.
Ячейки данных. Представляет собой основную информацию – ссылку, текст, номер телефона.
Виды QR-кодов
Существует два типа QR-кодов:
Статический – в код нельзя вносить изменения. Подходит для геолокаций или визиток.
Динамический – код можно менять или дополнять информацией. Например, описание услуги, ссылка на оплату или меню кафе.
QR-коды можно делать цветными или брендировать логотипами и корпоративными элементами, чтобы поддержать единую айдентику компании. Такой код можно использовать для буклетов и пригласительных.
Пример брендированного QR-кода для сайта Веб-Центра
К созданию QR-кода можно подойти с креативностью 🙂
Как пользоваться QR-кодом
Раньше, чтобы прочитать QR-код, нужно было скачивать отдельные приложения. Современные смартфоны уже с момента покупки гаджета умеют считывать коды с помощью камеры.
Наведите камеру на QR-код.
Нажимаете на ссылку, которая появится на экране.
Как сканировать QR-код с Android
Если камера смартфона не может отсканировать код – используйте любое приложение из App Store или Google Play. Ищите по запросам «qr сканер» или «qr scanner».
Если у вас под рукой нет смартфона, но нужно быстро расшифровать QR-код, воспользуйтесь любым онлайн-сервисом для декодирования, например:
Просто загрузите изображение в поле и получите расшифровку закодированных данных:
Пример использования сервиса для расшифровки коды быстрого ответа. Загружаете картинку кьюар-кода и получается результат.
Как сделать QR-код: пошаговый чек-лист
Определите, какую информацию нужно закодировать. Например, ссылку на заявку.
Выберите онлайн-сервис, с помощью которого это можно сделать бесплатно и который будет для вас наиболее удобным.
В специальном текстовом поле введите необходимую информацию – характеристики, новость, ссылку и т.д., не выходя за предельно допустимое число символов;
В режиме правки кода добавьте подпись, картинку или логотип. Можно видоизменить изображение на свое усмотрение и выбрать фоновый оттенок;
Определите длину и ширину куар-кода. Старайтесь не выходить за максимальное число пикселей;
Можете установить радиус сглаживания углов, чтобы визуально они выглядели более округлыми;
Когда все будет готово, кликнуть «Сохранить» или «Готово».
Пример кастомного QR-кода
Важно!
Убедитесь в корректной работе созданного QR-кода, прежде чем завершать работу: просканируйте результат и удостоверьтесь, что код легко сканируется и открывается нужная ссылка.
Теперь QR-код можно разместить на страницах интернет-ресурса или офлайн-объектах.
Одна ссылка – разные QR. Почему?
Если вы попробуете закодировать одну и ту же ссылку в разных сервисах, то у вас наверняка получатся разные QR-коды. Это не ошибка: на самом деле одну и ту же информацию можно зашифровать в QR с помощью 1280 разных способов. Внешний вид QR зависит от того, каких типов коды генерирует сервис: существует 40 вариантов размеров кода, 4 уровня коррекции ошибок и 8 разных типов маскирования. Вот и получается: у вас одна ссылка, а QR-кодов для нее – больше тысячи.
Пример qr-кода с одной и той же ссылкой, закодированной через разные сервисы
Генераторы QR-кодов: подборка популярных сервисов
QR Coder
Бесплатный генератор двумерного кода.
Прост в использовании.
Выдает постоянную ссылку на изображение.
Выдает html-код для вставки на сайт.
Небольшой набор шаблонов и инструментов для работы с двумерным кодом.
Нет возможности сделать код цветным и добавить логотип.
ONLINE QR CODE GENERATOR
Возможность кодировать различные виды информации.
Удобное и понятное управление сервисом.
Выдает html-код для вставки на сайт.
Для крупных компаний есть возможность автоматизировать процесс и использовать API.
Нет возможности настраивать форму и цвета кода.
Нет возможности добавить логотип.
QR STORE
Огромный выбор кодировки информации.
Есть варианты настроек – можно создать уникальный стиль.
Пакетный генератор – можно создать сразу много динамических и статических QR-кодов.
Можно наложить код на имеющееся изображение.
Сохранить код можно в нескольких форматах – JPG, PNG, SVG, HTML, BBCode.
Чтобы воспользоваться полным набором функций, необходимо зарегистрироваться.
PortScaner.ru
Позволяет создать полностью визуально уникальный код.
Понятная механика работы с генератором.
Бесплатный сервис, не требует регистрации.
Перед скачиванием кода необходимо его проверить. Сервис не всегда сохраняет результат.
QRCOD.RU
Бесплатный, полностью настраиваемый онлайн-генератор QR-кодов. Полная копия предыдущего сервиса. Отличие только в том, что в этом сервисе коду можно добавить рамку.
Когда QR-коды бесполезны
Чаще всего использование кьюар-кода бесполезно для цифровых площадок, на которые пользователи попадают с мобильных устройств. Например, размещение кодов в электронной почте. Камера телефона не отсканирует свой собственный экран. По той же причине не стоит размещать QR-коды в сторис Инстаграм.
Однако исключением будет, если вы встроите в письмо email-рассылки код для акции «Дайте отсканировать этот код вашим друзьям и они получат скидку 10%, а вы – 50% в наших магазинах». Тогда размещение кода в электронном письме будет уместно.
Как повысить эффективность QR-кода
Несколько советов, как использовать QR-код с большей пользой:
Не печатайте код на движущихся объектах. Люди не успеют отсканировать его, если он размещен на задней части футболки работников или сумке курьера.
Пример неудачно размещенного QR-кода. Как успеть отсканировать код со спины сотрудника?
Делайте QR-коды заметными и читабельными – используйте контрастные цвета и экспериментируйте с формами и оформлением.
Располагайте код в местах, с которых можно легко считать информацию. Не наносите код на глянцевые поверхности – мобильным камерам будет трудно его распознать.
Обязательно добавляйте UTM-метки к ссылкам, чтобы отслеживать целевые действия.
QR-код переводит потенциального клиента из офлайна в онлайн. Поэтому расскажите клиенту чем полезен QR-код: отсканировав его пользователь может записаться в ваше заведение без очереди или получить скидку за заполнение формы на сайте.
Не размещайте на одной странице больше одного матричного кода – это может привести к ошибкам при их распознавании программой, а значит снизить эффективность обоих кодов.
Отдавайте предпочтение динамическому QR, ведь его можно в любой момент поправить: изменить URL или другие закодированные данные, даже если вы выпустили огромный тираж печатных материалов.
Заключение
В этой статье мы подробно разобрали, как работают QR-коды и как их использовать в продвижении бизнеса.
QR-код – это удобный формат для передачи информации и привлечения аудитории.
Главная задача куар-кода для бизнеса – перевести человека из офлайна на онлайн ресурс. Код дает возможность отследить эффективность (конверсию) офлайнового рекламного носителя.
QR-код позволяет быстро передать данные потенциальному клиенту.
С формой и цветом можно играть, а значит – есть возможность создания ссылок с уникальным дизайном.
Чтобы кьюар-код был максимально эффективен, нужно, чтобы он соответствовал техническим требованиям. Используйте динамические кьюары, размещенные поодиночно на страницах или не глянцевых поверхностях, и, обязательно, с UTM-меткой.
Используйте двумерный код в своем продвижении и не бойтесь креативить.
Хотите больше знать об интернет-маркетинге? Подписывайтесь на наш блог, Телеграм и YouTube-канал.