tpi что это такое
Что такое TPI и EPI в велопокрышке?
В каждом приличном каталоге шин есть таблица характеристик, которую еще называют спецификацией, где есть столбец чисел EPI – плотность каркаса, её обычно измеряют как количество нитей на дюйм. Кроме того, весьма часто можно встретить обозначениеTPI. EPI – чаще встречается в Европе, а TPI – более интернациональное обозначение. Есть прямая зависимость между числом EPI (TPI) и типом шины, её стоимостью и весом. Гоночные шины, дорогие и легкие имеют более высокие значения EPI: 50, 67и выше, а бюджетные и городские, меньшие значения EPI, например 37 или 24. Чем больше число EPI, тем резины на боковинах меньше – шины Skinwall-type, и чем меньше число EPI, тем резины на боковинах и протекторе больше, вес больше, а цена ниже – шины Gumwall-type. Резина материал относительно тяжелый, поэтому конструктора стараются «вешать» её на гоночные шины поменьше, зато нитей на дюйм каркаса ставить больше. А на бюджетных шинах, все наоборот. Исключение составляют покрышки для особенно тяжелых условий (фрирайд, даунхилл), тут компаунд, защита и значение EPI – все по максимуму.
THREADS PER INCH (TPI)
Количество нитей нейлона, образующих каркас покрышки, на квадратный дюйм. Более низкое значение TPI (соответственно большая толщина нити) увеличивает возможность прокола и увеличивает вес покрышки. Более высокое TPI позволяет покрышке лучше «облизывать» неровности трассы и обеспечивает более комфортное движение. Кроме того, покрышки с высоким значением TPI имеют меньший вес.
250 р, По адресу, до Почты России или транспортной компании
ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ШИНАХ ДЛЯ ШОССЕЙНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ
Как единственная точка контакта между дорогой и велосипедом, шины являются одним из самых важных его компонентов. Но поскольку шины для шоссейных велосипедов в целом выглядят очень похожими, при выборе не всегда легко определить разницу между хорошей и плохой.
Кроме того, замена обычных (стоковых) шин вашего велосипеда на что-то лучшее, будь то стремление к снижению сопротивления качению, улучшенному сцеплению с дорогой или просто усиленной защите от проколов, может кардинально поменять ваши ощущения при езде.
Что замечательно, по сравнению с другими компонентами велосипеда, замена шин не требует больших затрат. Однако выбор из предлагаемых на рынке шин может оказаться отнюдь не лёгким. Давайте разберёмся, на что обращать внимание при покупке шин для шоссейного велосипеда.
Но для начала определимся с терминологией…
Типы шин для шоссейных велосипедов
Сегодня на рынке представлены три основных типа шин для шоссейных велосипедов: клинчерные, бескамерные и трубчатые.
Клинчерные шины, имеющие открытый корпус и требующие использования внутренней камеры, являются на сегодняшний день наиболее распространённым типом. Они устанавливаются на стандартные колёсные ободья с зацепами.
Бескамерные шины имеют такую же конструкцию с открытым корпусом, что и клинчерные шины, но, как и следует из названия, могут использоваться без камеры на специально разработанных бескамерных ободьях.
В трубчатых шинах используется трубчатый корпус, который сшит вокруг внутренней камеры. Такая шина приклеивается к специальному трубчатому ободу колеса, не имеющему боковых стенок или зацепов для бортов.
Клинчерная шина. Бескамерная шина. Трубчатая шина.
Размеры шин
В тексте ниже можно встретить такие числа, как, например, 700×25 мм. Имеется в виду размер шины.
Второе число обозначает ширину шины в миллиметрах после накачивания.
Если вы собираетесь покупать шины для шоссейных велосипедов размером более 25 мм, то необходимо убедиться, что ваша рама и вилка имеют для этого достаточный зазор по ширине.
Ещё не так давно у большинства шоссейных велосипедов был зазор только до 25-миллиметровых шин, поэтому, если ваш велосипед относительно не новый, то, к сожалению, вы не сможете перейти на шину 28 мм или шире.
Что такое TPI?
В корпусе с более низким TPI используют меньшее количество более толстых нитей, тогда как корпус с более высоким TPI содержит большее количество более тонких нитей.
Как правило, покрышки с более высоким TPI более эластичны и обеспечивают более комфортное ощущение при езде и более низкое сопротивление качению. Однако за всё нужно платить, эти шины обычно менее прочные и более склонны к проколам, чем шины с более низким TPI.
Конструкция корпуса также является частью уравнения при определении общего сопротивления качению шины.
Что такое сопротивление качению?
Сопротивление качению, часто называемое «коэффициент сопротивления качению», представляет собой потерю энергии при езде шины по поверхности дороги.
На твёрдых покрытиях, таких как асфальтные дороги, потери могут быть связаны в основном с деформацией шины и трением между поверхностью и протектором.
Сопротивление качению определяется рядом факторов, среди которых конструкция, состав резины, используемый для протектора, давление в шине, а также ширина шины и протектора. Подробнее читайте ниже.
Как правило, для использования на шоссе вам нужна гладкая шина (или шина с минимальным протектором) с гибким корпусом, накачанная до высокого (но не слишком высокого) давления.
РУКОВОДСТВО ПОКУПАТЕЛЯ ШИН ДЛЯ ШОССЕЙНОГО ВЕЛОСИПЕДА
Что мне искать в шине?
Идеальная велосипедная шина будет сверхлёгкой, полностью устойчивой к проколам и быстрой. К сожалению, такой шины не существует, поэтому обычно приходится довольствоваться максимум двумя из трёх этих параметров.
Выбор шин в конечном итоге должен зависеть от типа езды. Например, если большую часть времени вы проводите на просёлочных дорогах с гравием или в поездках по неровным городским дорогам, вам будет лучше выбрать шины, которые делают упор на защиту от проколов, пожертвовав в какой-то мере скоростью и весом.
Напротив, если вы часто ездите по гладким, без мусора и сухим хорошим дорогам, то лёгкие и быстрые гоночные шины будут для вас лучшим выбором.
Соотношение веса, защиты от проколов и сопротивления качению для большинства шин вы можете узнать, прочитав соответствующую информацию на упаковке или на сайте производителя.
Типы шин
Шины для шоссейных велосипедов бывают трёх типов: клинчерные, бескамерные и трубчатые.
Ваш шоссейный байк, вероятно, катит на клинчерных покрышках, потому что в настоящее время это самый распространённый тип шин. Они имеют открытый корпус, в котором находится отдельная внутренняя камера, и удерживаются на колесе зацепами обода.
Есть два типа клинчеров: со складными и жёсткими бортами. Разница заключается в материале, из которого изготовлен борт (часть, которая непосредственно прилегает к ободу).
Складные клинчеры дороже, но они легче и их значительно проще снимать с обода или монтировать на него. То, что они складываются, не слишком важно для езды, но обычно такие шины имеют немного меньшее сопротивление качению.
В течение некоторого времени бескамерные шины были основным выбором в мире маунтинбайка, а теперь они пришли и в шоссейный велоспорт.
Как следует из названия, в бескамерных шинах камера не используется. Они очень похожи на обычные клинчеры, но шина и специальный обод сделаны так, что герметично уплотняются друг с другом, чтобы обеспечивать воздухонепроницаемость и оставаться накачанными, как шины на большинстве современных автомобилей.
Такое герметичное соединение не достичь ни с одним старым ободом и шиной. Для бескамерной установки требуются не только специальные бескамерные шины (которые имеют специальный устойчивый к растяжению борт) и ободья, но и специальный клапан, вязкая жидкость-герметик и специальная ободная лента.
Идея в том, что отсутствие внутренней камеры снижает вес и сопротивление качению, а также можно использовать более низкое давление в шинах, не опасаясь пробить камеру, что даёт более комфортную езду и большее сцепление с дорогой.
Добавление герметика помогает устранить проколы от небольших острых предметов. Это особенно полезно для шин, предназначенных для езды по бездорожью и чувствительных гоночных шин, в которых используется тонкий корпус и нет дополнительного слоя от проколов, чтобы снизить сопротивление качению до абсолютного минимума.
Если прокол невозможно устранить при помощи герметика (например, потому что он слишком велик), у вас всё равно есть возможность установить внутреннюю камеру.
Бескамерные шины также намного сложнее устанавливать, поскольку для создания герметичной конструкции требуется быстро прижать борта к ободу, для чего при накачивании нужно подать большой объём воздуха за короткое время, и вам может понадобиться воздушный компрессор или специальный импульсный насос, чтобы успешно установить такую шину.
Некоторые бренды даже начинают выпускать бескамерные ободья для шоссе без зацепов. То есть, такие шины уже подходят лишь для бескамерного использования, поскольку обычные клинчеры (имеющие более эластичный борт) требуют зацепы для бортов, чтобы они не соскочили с обода при накачивании.
В трубках внутренняя камера интегрирована непосредственно в шину, которая затем приклеивается к трубчатому ободу. Несмотря на развитие технологий бескамерных шин, трубки по-прежнему используются большинством профессиональных гонщиков.
В отличие от ободьев, предназначенных для клинчеров, трубчатые ободья не имеют внутри боковин-зацепов для крепления шины. Чтобы надёжно держаться на ободе, трубки полагаются на давление в шинах и клей.
Некоторые гонщики по-прежнему предпочитают трубчатые шины, утверждая, что они обеспечивают превосходное ощущение езды. Во многом это можно объяснить тем, что до недавнего времени многие производители шин выпускали свои самые быстрые шины только в трубчатой форме.
Ощутимое преимущество трубчатых систем для шоссе состоит в том, что сопоставимые трубчатые ободья могут быть намного легче, чем ободья клинчерные или бескамерные. Это делает их чрезвычайно популярными среди одержимых лёгкостью велосипеда и фанатов горной езды.
Второе, довольно специфическое, преимущество заключается в том, что на трубчатых шинах можно ездить даже после прокола. В отличие от клинчеров, они не отделяются от обода, поэтому гонщик всё же может продолжить езду до тех пор, пока проколотое колесо не будет заменено, что жизненно важно в профессиональных гонках, особенно таких как «Париж-Рубе», где проколы очень распространены.
Недостатки трубчатых колёс, которые обычно важнее для обычных велосипедистов, чем для профессионалов, велосипеды которых обслуживают механики, заключаются в том, что необходимость приклеивать шины к ободу делает их монтаж трудоёмким (хотя клеящая лента для трубок несколько облегчает эту работу), а устранение проколов во время езды становится очень сложным.
У вас есть два варианта: использовать для накачивания баллончик CO2 с герметиком и надеяться, что он сможет закрыть отверстие, или оторвать проколотую трубку и заменить её другой, что означает езду с запасной трубкой.
Приклеить трубку тоже не так-то просто. Эта работа требует умения, внимания к деталям и большого терпения, ведь небрежность здесь может привести к тому, что шина соскочит с обода и станет причиной аварии.
Выше мы уже упоминали о том, что сопротивление качению шины определяется множеством факторов. Давайте рассмотрим их подробнее.
Конструкция шин
Шины с более тонким протектором и корпусом с более высоким TPI, как правило, более эластичны и, следовательно, требуют меньше энергии для деформации. Это значит, что теряется меньше энергии на гистерезис (явление, при котором шина, соприкасаясь с дорогой, деформируется с запаздыванием, а потом с запаздыванием возвращается (отскакивает) в первоначальную форму из-за внутреннего трения в своих компонентных материалах; во время деформации теряется энергия, раскручивающая колесо), что снижает сопротивление качению.
Точный состав резиновой смеси, используемой в протекторе шины, также имеет большое значение. Для уменьшения потерь на трение и гистерезис используются такие добавки, как диоксид кремния или графен, но каждый производитель очень тщательно следит за своим собственным точным рецептом и хранит его в тайне.
Увеличение толщины протектора и добавление полос или слоёв для защиты от проколов также может повлиять на сопротивление качению за счёт увеличения количества энергии, необходимой для деформации шины.
Скорость или защита?
Самые быстрые шины сочетают в себе гибкий корпус, тонкий протектор и резиновые смеси с низким коэффициентом трения. Недостатками этих шин, как правило, являются значительно сниженная защита от проколов и небольшой срок службы.
Шины с более толстым протектором и жёстким корпусом будут медленнее, но вы получите лучшую защиту от проколов и более длительный срок службы.
По этой причине многие гонщики переходят на более жёсткие и более защищённые шины зимой, когда сопротивление качению заботит меньше, чем перспектива устранения проколов в холод.
Это давно избитое клише, но всё же верно, что нет ничего медленнее, чем прокол. Шины для гонок на время вряд ли станут лучшим выбором для тренировок, спортивных состязаний на длинные дистанции или поездок на работу. Выбирайте шины, которые обладают правильным балансом характеристик для ваших личных потребностей.
Ширина шины
Главное, что вам нужно знать, это то, что более широкие шины, как правило, быстрее и удобнее.
Это потому, что при одинаковом давлении более широкие шины имеют более короткое пятно контакта с дорогой, чем узкие шины, что снижает деформацию шины и, соответственно, уменьшает сопротивление качению.
Конечно, в действительности мы, как правило, используем более широкие шины при более низком давлении, что может нивелировать некоторое преимущество в сопротивлении качению, но с более широкой шиной вы также получаете повышенный комфорт и сцепление с дорогой, что имеет большое значение.
Недостатками становится то, что более широкие шины увеличивают вес и аэродинамическое сопротивление, а это значит, что им требуется больше энергии для ускорения и продвижения сквозь воздушный поток. Однако на скорости, с которой ездит большинство из нас, преимущества более широких шин перевешивают эти незначительные потери.
Всё это имеет весомое значение только на более высоких скоростях, наблюдаемых в гонках на время или на треке (потому что чем быстрее вы едете, тем большее значение приобретает аэродинамика), но с современными колёсами, которые теперь сконструированы под шины диаметром 25 мм или шире, остаётся мало причин выбирать ширину шин 23 мм или уже.
Давление в шинах
На идеально гладкой поверхности, такой как роликовый станок или велотрек в помещении, более высокое давление означает меньшую деформацию шины и, следовательно, меньшее сопротивление качению.
Но, как хорошо известно большинству людей, в реальном мире дороги, по которым мы на самом деле ездим, не совсем гладкие. Действительно, если вы присмотритесь даже к самой ровной дороге, она будет полна мелких ямок и неровностей.
По этой причине шины, работающие под слишком высоким давлением, имеют тенденцию отскакивать от поверхности дороги. Это может показаться быстрым, но на самом деле это замедляет вас, потому что энергия, которую вы прилагаете на педали, не способствует движению велосипеда вперед, когда шина не касается земли.
Снижение давления в шине позволяет ей действовать как своего рода системе подвески, больше времени удерживая резину в контакте с дорогой, при этом тратится меньше энергии.
Необходимо найти правильный баланс между достаточно высоким давлением, чтобы сделать деформацию шины минимальной, и достаточно низким, чтобы поглощать вибрации и поддерживать контакт резины с поверхностью, по которой вы едете.
К сожалению, жёсткого правила, определяющего, какое давление необходимо именно вам, нет, потому что это зависит от ряда факторов: по какой местности вы катаетесь, какие колёса и шины вы используете и сколько вы весите.
Внутренние камеры и бескамерные
Внутренняя камера в клинчере или трубчатой системе также является источником некоторых потерь на трение и гистерезис.
Более тонкие и лёгкие камеры обычно улучшают качение, поскольку в них меньше материала, который нужно деформировать, а это значит, что они более гибкие.
Латексные камеры, хотя и более дорогие, чем стандартные бутиловые, обладают меньшим сопротивлением качению, поскольку латекс более эластичен, чем бутил, и требует меньше энергии для деформации.
Также стоит учитывать, что количество герметика, добавляемого в систему бескамерных шин, влияет на сопротивление качению (добавление герметика больше, чем необходимо, увеличивает сопротивление качению), поэтому рекомендуем точно следовать инструкциям производителя.
Анатомия шины
Борт: это то, что удерживает клинчерные и бескамерные шины на ободе колеса. Давление воздуха внутри шины выталкивает борта наружу, заставляя их цепляться за обод. Колеса с ободом без зацепов требуют использования покрышек с бортом, предназначенным для бескамерных шин, поскольку борта стандартных клинчерных покрышек могут сорваться с обода при накачивании.
Корпус: это тканевая основа, «сплетённая» вокруг бортов, которая составляет основную часть шины. Если в подавляющем большинстве шин используется нейлоновая ткань, то в более дорогих моделях может использоваться хлопок или даже шёлк. Значение количества нитей на дюйм (TPI) в корпусе имеет большое влияние на качество езды. Шины с низким TPI имеют более толстые нити, что вызывает большее сопротивление качению, но делает шину более устойчивой к проколам. В свою очередь, в шинах с высоким TPI используется более тонкие нити для меньшего сопротивления качению и меньшего веса, но такие шины более восприимчивы к проколам.
Боковина: резина, нанесённая по сторонам корпуса между протектором и бортами. Каждая шина имеет различный состав резины и толщину в зависимости от её назначения.
Протектор: это резина, которая непосредственно контактирует с дорогой. Он толще боковины и иногда имеет трёхмерный рисунок. Рисунок протектора – вопрос дискуссионный и многие утверждают, что шинам шоссейных велосипедов протектор не нужен совсем. Однако, по мнению, например, финской компании Wheel Energy, из-за разнообразия текстуры любого дорожного покрытия, некоторые рисунки протектора обеспечивают ощутимое механическое сцепление с поверхностью. Недавние испытания показали даже, что рисунок протектора может также влиять на аэродинамические характеристики шин.
Как часто следует менять шины?
Жёсткого правила для принятия решения о замене шины не существует. На некоторых шинах есть индикаторы износа (обычно ямка или бороздка на протекторе), которые исчезают по мере стирания протектора. Как только они пропадают, пора заменить шину. В большинстве случаев эти индикаторы довольно хорошо указывают на то, сколько ресурса осталось у ваших шин, но они не идеальны.
На шинах, у которых нет подобных маркеров, обратите внимание на повреждения и порезы на протекторе и боковинах, «квадратный» протектор или стёртую плоскую часть в середине шины, а также на любые неровные уплотнения или выпуклости. Если порезы и повреждения настолько глубоки, что вы можете видеть ткань корпуса под ними, или вы постоянно страдаете от проколов, пришло время заменить шину.
Конструкция велосипедных покрышек. Компаунд и TPI
Велосипедная покрышка является одним из наиболее изнашиваемых компонентов велобайка. При регулярном использовании транспортного средства ее приходится менять каждые 2 – 3 сезона, а для поклонников экстремальных горных спусков и того чаще. Чтобы оснастить свой велосипед оптимальным вариантом, нужно иметь представление, какая покрышка предназначена для различных модификаций байка и чем компаунд отличается от ТPI. В любом веломагазине представлено великое множество данных аксессуаров – ведь каждым велобрендом совершенствуется конструкция велопокрышек, компаунд и TPI приобретают уникальные особенности, делающие шины еще прочнее и надежнее.
Что такое велосипедная покрышка
Покрышка или шина представляет собой специальную оболочку, усиленную пластиковым или полимерным кордом, характеризующуюся различным числом TPI и крепящуюся на обод колеса. Она служит для сцепления велобайка с дорожным полотном, гасит мелкие колебания, которые испытывает велосипед при движении по неровному покрытию. Любой вид шин на велосипед, в том числе из материала «компаунд» и каучуковые, предназначен для накачки воздухом при помощи насоса.
Покрышка на велосипед имеет стандартную конструкцию, независимо от того, используется при ее производстве резина или компаунд, а также от числа ее TPI. Среди основных ее компонентов выделяют:
Протектор
Наружная часть велопокрышки называется протектором. Он предназначен для того, чтобы обеспечить велосипед сцеплением с дорогой, а также защищает от возможных повреждений каркас шины. Различают позитивный и негативный протектор.
Для различных типов велобайков выпускаются шины с различными протекторами. В зимнее или летнее время для установки на велосипед рекомендуется покрышка, соответствующая сезону.
Для теплого периода года предназначены протекторы:
Зимний протектор изготавливается преимущественно из мягкой резины и характеризуется малым числом TPI. Для устойчивой езды по снегу велопокрышка часто оснащается шипами.
Каркас
Каркас – внутренняя часть велопокрышки, которая состоит из нескольких слоев корда – сплетения нескольких слоев нейлоновых, вискозных или полиэфирных нитей. Количество этих нитей, приходящихся на дюйм площади шины, обозначают международной аббревиатурой TPI, в Европе нередко используется другое буквенное наименование – EPI.
Корд поддерживает шину, обеспечивая ей постоянство формы и размера. Чем более высокой плотностью плетения отличается корд, тем более прочной будет покрышка. Чем больше использовано при изготовлении синтетических нитей, тем меньше будет составлять доля резины или современного материала – компаунда, что, соответственно, позволит снизить вес велобайка. Чаще всего на бюджетный велосипед устанавливается резина, TPI которой составляет от 24 до 67 единиц. Покрышка более продвинутых моделей имеет TPI от 60 до 130, а модели, предназначенные для участия в гонках, обладают TPI в 320 единиц. Низкая плотность плетения приводит к недостаточной прочности шины, которую производители стремятся повысить, наращивая дополнительно резину на протекторе, что, соответственно, утяжеляет колесо и велосипед в целом.
Боковина
Часть велопокрышки между бортом и плечевой зоной называется боковиной. Покрышка, устанавливаемая на велосипед, может быть представлена в 2 модификациях:
Бортировочный трос
Бортовое кольцо (иначе бортировочный трос) является основой бортов шин. Именно с его помощью покрышка удерживается на ободе. Представляет собой хомут из металлических или кевларовых нитей. Наиболее распространенными являются бортовые кольца со стальным тросом, называемые клинчерными. Покрышка, усиленная кевларовыми нитями, называется фолдинговой. Благодаря особым свойствам кевлара такая покрышка может складываться, а ее вес в среднем на 100 грамм меньше клинчерных аналогов.
Что такое компаунд
Сегодня для изготовления покрышек на велосипед используют 2 основных материала – компаунд и резину.
Компаунд представляет собой особую смесь, приготовленную из резины и различных полимеров. Состав, используемый для производства шин на велосипед различными брендами, варьируется у различных производителей, однако в обязательном порядке включает в себя:
Количество TPI может значительно варьироваться.
Основной характеристикой компаунда считается жесткость. Она влияет на прочность колеса, его накат, сцепление с дорожным полотном, а также на то, как долго прослужит покрышка. Жесткость обозначается двузначным числом с буквой «а».Чем большее значение указано на шине, тем тверже компаунд:
Различают следующие степени жесткости, которыми обладает компаунд:
К минусам мягких покрышек с невысоким TPI относят:
Отдельные производители предлагают велолюбителям более совершенные составные компаунды. Такая велопокрышка изготавливается комбинированным способом, с учетом плюсов и минусов твердых и мягких материалов.
Двусоставная велопокрышка изготавливается из жесткого компаунда в центральной части, а в боковой зоне используется мягкий материал. Такая конструкция обеспечивает велосипед хорошим накатом, а также устойчивостью на поворотах. TPI таких шин может быть достаточно высоким.
При изготовлении трехсоставной покрышки используются материалы с различными степенями жесткости для различных участков.
Итоги
Представление о конструкции велопокрышек, материале их изготовления, а также вариантах плотности поможет определиться с выбором оптимального варианта на конкретный велосипед. А правильные шины позволят сделать процесс передвижения на велобайке еще более комфортным и приятным.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.