voip шлюз что это такое
VoIP-шлюз: что это такое и зачем он нужен?
В наших статьях мы уже говорили о специальных IP-телефонах и софтфонах для звонков через интернет. Сегодня вы узнаете, как подключить с помощью VoIP-шлюза уже существующие в компании аналоговые телефоны к IP-сетям.
Часто VoIP-шлюз также называют SIP-шлюзом или голосовым шлюзом, так как именно он кодирует и декодирует голос при передаче через SIP-протокол.
Как работает VoIP-шлюз?
Голосовой шлюз подключается к аналоговому телефону. На входе устройство записывает и преобразует речь абонента в цифровой сигнал. Затем происходит дробление данного сигнала на отдельные пакеты и их передача по SIP-протоколу. На стороне собеседника пакеты с цифровым сигналом декодируются и обратно преобразуются в уже привычную нам речь.
Получается, что главная функция VoIP-шлюза — это запись и преобразование речи абонента в цифровой код. Однако, современные голосовые шлюзы поддерживают и другие опции:
Позвонить с помощью VoIP-шлюза можно как на стационарный и мобильный телефон, так и на софтфон, установленный на компьютере, ноутбуке или смартфоне пользователя.
Зачем компании используют VoIP-шлюзы?
На первый взгляд может показаться, что голосовой шлюз для IP-телефонии выполняет только техническую задачу. На самом деле, данное устройство позволяет компаниям решать ряд бизнес-задач:
Как выбрать VoIP-шлюз?
Подключение аналоговых телефонов к IP-сетям с помощью телефонного шлюза является выгодным для компании решением. Так, например, на нашем сайте цена VoIP-шлюза AudioCodes MediaPack 202 для двух телефонов составляет 5800 рублей. Стоимость устройства зависит от технических характеристик.
Характеристики, на которые стоит обратить внимание, при выборе VoIP-шлюза:
Такие характеристики, как наличие линии PSTN на случай отключения электричества, поддержка технологии Gigabit Ethernet, управление через веб-интерфейс или консольный порт существенно не влияют на работу VoIP-шлюза, но позволяют более грамотно и эффективно настроить коммуникации в компании.
Выбирая VoIP-шлюз, исходите из оптимального для компании соотношения цены, качества исполнения и тех телеком-функций, которые необходимы сотрудникам.
Работаю в Телфин более 5 лет, провожу вебинары, представляю компанию на конференциях, руковожу группой менеджеров по продажам.
VoIP-шлюз: что это такое и зачем он нужен?
Для перевода компании на IP-телефонию необходимо знать о VoIP-шлюзе. VoIP — шлюз что это такое, как его использовать – об этом читайте ниже.
Как работает VoIP-шлюз?
VoIP-шлюз или голосовой шлюз является преобразователем человеческого голоса в цифровой формат. Понимание импульсно-кодовой модуляции помогает ответить на вопрос: как работает VoIP-шлюз. Благодаря этому способу кодирования, речь преобразуется в цифровой поток и фрагментируется на серию отдельных импульсов.
Устройство подключается к аналоговому телефону. При ответе на звонок происходит запись, преобразование и передача разговора на принимающую сторону. Звонить через голосовой шлюз можно на любые устройства, начиная от городских стационарных телефонов и заканчивая браузерами, Skype, Viber и т. д. Передача голоса происходит с помощью SIP-протокола.
При передаче речи происходит несущественная задержка (10–45 миллисекунды). В это время происходит преобразование, передача и декодирование ее при получении.
Зачем компании используют VoIP-шлюзы?
Перед тем как ответить на вопрос: зачем нужен VoIP-шлюз, необходимо разобраться с виртуальной АТС или IP-телефонией. Ведь преобразователь речи без подключения к виртуальной АТС (ВАТС) может выполнять только технические функции. ВАТС с помощью VoIP-шлюза выполняет следующее:
Виртуальную АТС можно получить путем переоборудования АТС через дополнительную плату поддержки VoIP, однако такое оборудование и последующее перепрограммирование обойдется компании в приличную сумму и не все установленные АТС имеют возможность для такого расширения. По этой причине голосовые шлюзы имеют следующие преимущества над платами расширения АТС:
Кроме этого, после подключения к IP-телефонии компания будет экономить приличные средства, т. к. звонки внутри сети будут бесплатны, междугородние (зарубежные) звонки станут гораздо дешевле. ВАТС доступна в любой точке мира, где есть интернет, к ней можно подключить телефоны, которые будут бесплатны для клиентов.
Как выбрать VoIP-шлюз?
Существуют три вида VoIP-шлюза: аналоговые с портами FXO/FXS, цифровые, GSM SIP. Они имеют свои особенности, поэтому выбирая голосовой шлюз для компании, необходимо ориентироваться на следующее:
Функционал, управление и другие характеристики подбираются под конкретные нужды бизнеса. Какой номер выбрать при подключении к ВАТС? Можно практически любой, но если для сохранения связей с клиентами важно сохранить старые номера телефонов, но оператор связи отказывается их переводить в цифровой формат, то необходимо использовать аналоговый шлюз с портами FXO. Оборудование с портами FXS позволит переоборудовать телефонные аппараты под IP-стандарт.
Крупнейший провайдер в России «Зебра Телеком» предлагает свои услуги по подключению IP-телефонии юридическим лицам. В «Зебра Телеком» широкий выбор тарифов под различный формат бизнеса.
Принцип работы VoIP-шлюза
VoIP-телефония часто используется при организации внутренних телефонных сетей компании, а также для оказания информационных услуг клиентам. Использование интернета для установки связи в режиме реального времени вывело возможности в общении между людьми на новый уровень. И при этом голосовая телефонная связь обходиться абонентам дешевле, в отличие от используемых привычных технологий. Поэтому многие задумываются о переходе на IP-телефонию.
В случаях, когда в компании прекрасно работает корпоративная сеть аналоговых телефонов, самым простым способом для такого перехода будет установка голосовых шлюзов. Эти устройства подключают телефоны и офисные АТС к интернету и позволяют существенно сократить расходы на связь.
Как устроен голосовой шлюз?
Стандартный VoIP шлюз представляет собой устройство, которое подключается к телефонной сети. Главная задача голосового шлюза – запись и преобразование человеческой речи в цифровой код, который будет передан адресату.
Кодирование человеческого голоса происходит при помощи импульсно-кодовой модуляции. На входе звуки речи преобразуются в цифровой сигнал, который фрагментируется на отдельные пакеты и передается посредством IP-протокола. На принимающей стороне полученные пакеты проходят процедуру декодирования и преобразуются в синтезированную речь. Передать голосовой сигнал можно на любые устройства – браузер или другую компьютерную программу типа Skype, а также на мобильные и городские стационарные телефоны.
Многие модели голосовых шлюзов помимо передачи голоса способны выполнять множество других функций: маршрутизацию, управление передаваемым трафиком, его анализ.
Оптимизация процесса передачи сигнала
В процессе передачи сигнала возникает небольшая разница между моментом звучания голоса на одном конце «провода» и преобразованием сигнала в синтезированную речь – на другом. В среднем задержка составляет порядка 10–45 миллисекунд.
Пакетирование и последующая передача сигнала по IP-протоколу также имеет различные алгоритмы. Часть пакетов остается практически на исходном уровне и передается на скорости 64 Кб/с. Другие алгоритмы позволяют сжимать речевой сигнал до 8 и более раз, что улучшает качество телефонной связи.
Способы улучшения качества связи
Процесс передачи данных становится более эффективным и за счет других вспомогательных технологий. Например, блокировка передачи пауз, которая экономит сетевое время при возникновении смысловых и диалоговых пауз при разговорах. Они могут составлять до 50% эфирного времени, и голосовой шлюз пропускает их для оптимизации телефонной связи.
Большинство провайдеров использует статистические данные, позволяющие оценить качество передач данных и применить их для оптимизации связи. Например, ASR/ABR – статистические данные, определяющие качество связи через определенный коммутатор IP-телефонии. ACD – другой количественный показатель, который указывает на процентное соотношение состоявшихся звонков, продлившихся более 30 секунд, к общему количеству входящих вызовов. На основании этих цифр провайдер оценивает динамику изменений качества связи и вносит изменения для ее улучшения.
Функции шлюзов VoIP
Кроме своей основной функции – кодирования и декодирования голоса при передаче через IP-протокол – VoIP шлюз имеет все привычные опции, что и у обычных мобильных и городских операторов. Эти опции повышают производительность обработки входящих звонков и улучшают качество услуг телефонии:
С помощью голосового IP шлюза можно звонить и принимать звонки через интернет с обычных мобильных и городских телефонов. Для его использования даже не обязательно иметь компьютер.
Преимущества перед другим оборудованием для IP-телефонии
VoIP телефония – востребована у операторов, предоставляющих информационные услуги по телефону. Контакт-центры, сетевые компании, корпорации, работающие на национальном уровне и другие группы абонентов предпочитают использовать эту технологию голосовой связи благодаря ее достоинствам:
Преимущество VoIP телефонии – дешевая связь вплоть до бесплатных междугородных и международных звонков. Для доступа к выделенному каналу связи абонент может использовать компьютер, IP-телефон и даже обычный стационарный телефон. Использование голосовых сервисов позволяет компаниям построить эффективный внутренний канал связи между сотрудниками и целыми отделами. Внедрение таких шлюзов происходит гораздо быстрее, и их можно подключить к АТС любой марки.
Применение VoIP-шлюзов
Чаще всего голосовые шлюзы используют:
Также VoIP-шлюзы можно использовать для подключения к IP-сети удаленных сотрудников. Многие фирмы сотрудничают с работниками из других городов или даже стран.
Как выбрать VoIP-шлюз
Стоимость голосовых шлюзов на рынке в последнее время значительно снизилась, поэтому такой способ подключения к IP-телефонии считается одним из самых бюджетных. Но цена во многом зависит от различных характеристик шлюзов.
Чтобы выбрать голосовой шлюз, который лучше всего сможет решить ваши задачи, обратите внимание на следующие условия его работы:
Обращайте также внимание на дополнительный функционал шлюзов. Использование различных сервисов поможет выстроить эффективную коммуникационную сеть в компании.
Заключение
VoIP-телефония – это технология кодирования, передачи и декодирования человеческой речи в форме пакетных данных посредством выделенного IP-протокола. Голос абонента воспринимается устройством и преобразуется в цифровой сигнал, а после сжимается и разбивается на несколько пакетов. На стороне получателя сигнал проходит обратную процедуру декодирования в синтезированную речь.
Главное преимущество VoIP технологии заключается в том, что абонент может пользоваться ей в любой точке планеты, где есть интернет. С ее помощью абоненты могут совершать бесплатные звонки и безопасно передавать конфиденциальные данные. Голосовая IP-телефония для бизнеса предлагает клиентам множество дополнительных опций, облегчающих задачи по обслуживанию клиентов, таких как возможность параллельного видеоряда во время телефонного разговора, переадресация, автоматический перезвон и другие.
VoIP-шлюз – что это такое и как его выбрать бизнесу
Если вы хотите перейти на IP-телефонию, то вам понадобится VoIP-шлюз. С его помощью можно расширить функции своей АТС или обычной городской связи, снабдив ее аналитикой, статистикой, видеосвязью и другими функциями. При этом звонки в другие страны станут дешевле в 5 раз, по России – в 2 раза, а между филиалами и вовсе будут бесплатными. В общем, стоящая вещь. Поэтому сегодня расскажем, что такое VoIP-шлюз или шлюз IP-телефонии.
VoIP-шлюз: новые функции для мини-АТС
VoIP-шлюз – что это?
VoIP-шлюз – это устройство, которое преобразует сигналы аналоговой и цифровой телефонной линии в сигналы интернет. Проще говоря, оно подключает городские телефоны и офисные АТС к IP-сети:
У VoIP-шлюза есть встроенный маршрутизатор, сменная прошивка, защита безопасности и поддержка протоколов, а также DHCP-сервер – он отвечает за управление полосой пропускания, учет, аналитику, защиту сети, авторизацию и раздачу IP-адресов.
В итоге аналоговая или цифровая АТС превращается в IP-АТС. Шлюзы были разработаны для расширения функций стандартных мини-АТС, с тех пор как стали возможны звонки через интернет.
Чем шлюз лучше встроенной платы
Аналогичные функции выполняет и PCI-плата. Однако у шлюза есть перед ней несколько преимуществ:
Виды VoIP-шлюзов
Есть три типа шлюзов:
Подключение через шлюз: с АТС – в главном офисе, без АТС – для удаленных сотрудников
В чем разница между VoIP и SIP
Есть три основных протокола для аналоговых шлюзов – SIP, H.323 и MGCP. Самый популярный из них – SIP. Поэтому SIP-шлюз – это VoIP-шлюз, работающий на протоколе SIP. Как правило, у SIP-шлюзов есть совместимость и с другими протоколами.
Когда выбираете аналоговый шлюз, смотрите технические характеристики: его протокол должен поддерживаться вашей АТС или IP-телефонами. В 9 случаях из 10 вам подойдет SIP-шлюз.
Количество портов: сколько вам надо
Все зависит от количества телефонов, линий. Для маленьких офисов подходят одноканальные шлюзы, к которым подключают аналоговые телефоны. Крупному бизнесу нужны многоканальные модели, которые подключаются к АТС и передают много звонков по IP-сети.
То есть если у вас небольшой офис, то достаточно простого FXS-шлюза на 2 порта (их еще называют SIP-адаптерами). Для компаний с разветвленной структурой, филиалами, удаленными офисами и кол-центрами нужны более мощные гибридные устройства до 24 портов. Например, если вы хотите подключить 20 аналоговых телефонов, то вам понадобится шлюз с 20 портами FXS.
Как выбрать VoIP-шлюз для компании
Перед покупкой VoIP-шлюза проверьте:
Итак, VoIP-шлюз подключает офис к IP-сети, позволяя звонить в другие города и страны по тарифам IP-телефонии в 3–5 раз дешевле.
Сделайте свой бизнес эффективнее, переходите на сторону IP-телефонии от New-Tel. Стабильная и надежная связь по выгодным тарифам, возможность подключить любое количество городских номеров и номеров 8800, интеграция с популярными CRM-сервисами, сквозная аналитика, возможность хранить запись телефонных разговоров и многое другое.
Выбор голосового VoIP шлюза
1. Совместимость
Сегодня всё больше и больше компаний используют IP телефонию и Объединенные коммуникации. В свою очередь производители так же не стоят на месте и предлагают всё больше и больше решений IP телефонии. Но не надо забывать, что тот самый SIP, про который сейчас не говорит, разве что, только ленивый не является одним стандартом, а является набором рекомендаций, где RFC 3261 является только лишь маленькой частью. Когда тот или иной производитель пишет о том, что он поддерживает перевод вызова или удержание вызова, то это не значит, что данный сервис будет работать именно с вашей IP-АТС. Например, ваша АТС поддерживает метод перевода вызова согласно RFC 3892 (REFERED-BY), а шлюз поддерживает метод согласно RFC 3515 (REFER). С одной стороны оба варианта работают согласно стандарту (точнее рекомендации), но в итоге между собой не совместимы. Более того, предъявлять претензии тут не к кому. В связи с этим, всегда требуется проверять не набор функционала, который доступен на том или ином VoIP шлюзе, а набор стандартов, который поддерживает шлюз. И чтобы не говорили производители оборудования, что всё совместимо и SIP унифицирован — на практике это не так, так как каждый производитель стремиться создать собственный уникальный сервис. А Это приводит к тому, что производители создают собственные стандарты и этих стандартов становиться только больше и проблема совместимости не становится проще. Из-за этого, при покупки VoIP шлюза лучше уточнить на сайте производителя станции, с какими шлюзами работает ваша IP-АТС и какие есть ограничения. Отдельно можно упомянуть поддержку протокола H.323, который до сих пор используется. В совместимость H.323 углубляться в данной статье не буду, так как протокол уже не развивается и ни один производитель его не развивает а разве что только поддерживает. Так же есть совместимость со стороны TDM. Казалось бы, TDM и аналоговая телефония стандартизированы так, что проблем с совместимостью быть не должно, но на практике оказывается есть массу вопросов, начиная с поддержкой импульсного набора (а станции, которые не поддерживают тоновый набор до сих пор существуют в большом количестве, не говоря уже о телефонах), правильного определения тонов в линии и заканчивая различными полями ISDN. Но на этой теме так же не стоит останавливаться, так как показывает практика, те люди, у которых стоят такие проблемы берут то, что смогли заставить работать на тестах и сами знают об этих проблемах.
2. Срок поддержки
VoIP шлюз — это инфраструктурное устройство, причем его особенностью является физическое ограничение в производительности. Если сети передачи данных растут и появляются всё более и более производительное оборудование, которое поддерживает 100 Mbps, 1000 Mbps, 1 Gbps и так далее. То в телефонии через один аналоговый порт подключается одна линия с одним одновременным соединением, поток E1 имеет 31 тайм слот и поддерживает 30 или 31 одновременной соединение, в зависимости от типа сигнализации. Это уже не меняется много лет и уже никогда не поменяется. С другой стороны есть VoIP, где все меняется быстро и динамично — появляются новый IP-АТС, появляются новые сервисы и стандарты, приходят объединенные коммуникации и так далее. Если с сетевым оборудованием, при появлении новых сервисов у вас, как правило, не возникает вопроса почему требуется больше пропускной способности вашего IP канала и согласно этому вы меняете маршрутизаторы/коммутаторы. То вот почему при смене IP-АТС или просто обновлении IP-АТС вам требуется менять VoIP шлюз не понятно. Ведь вы не меняете тип подключения к телефонной сети и IP-АТС всё так же поддерживает SIP. А оказывается, что производитель VoIP шлюза снял вашу модель с производства и создал новую модель а старую не поддерживает. Причем порой срок жизни модели может быть 1-2 года, что для такого консервативного мира, как телефония, является ничтожно мало. Я согласен, что оборудование устаревает, технологии производства меняются, но для меня срок поддержки VoIP шлюза является очень важным фактором.
3. Требования к установки и тип охлаждения
4. Качество сборки
Наверное, каждый из нас сталкивался с проблемой того, что качество сборки или качество пластика особо дешевых производителей оставляет желать лучшего. Но если качество сборки может привести просто к тому, что где-то открутиться винтик или поломке портов при выдергивании кабелей (естественно случайном). То качество пластика, на котором так любят экономить, может обернуться худшем. Как я писал ранее, охлаждение является достаточно важным фактором VoIP шлюза и если качество пластика хорошее или используется стальной корпус, то при выгорании устройства сломается только устройство. А вот если качество пластика оставляет желать лучшего, то помимо того, что он может пахнуть во время работы, что он может сделать во время поломки вентилятора писать, я думаю, не стоит. А если учесть то, что оборудование находиться не в серверной, а где-нибудь у кого-нибудь под столом, то последствия могут быть абсолютно не предсказуемые.
5. Управление и мониторинг
Возвращаясь к теме того, что место установки оборудования может быть различное, то требования удаленному к управлению и мониторингу увеличиваются. И если производители небольших устройств стремятся к поддержки TR-069, для управления оператором связи. То для установки в инфраструктуре предприятия всегда требуется SNMP а еще лучше возможность консольного кабеля.
6. DSP
Это наверное тот фактор, который является очень важным, но на который все не обращают внимания при выборе, а только при эксплуатации. Когда проходит тестирование шлюза, то оно проходит, как правило, в «стерильных» условиях. Когда же шлюз ставят на сеть, то оказывается, что качество не такое как хотелось бы — есть эхо, лишние шумы, факсы не ходят (хотя T38 поддерживается и факсы проверялись). А причина как правило заключается не в том, что используется не тот кодек или поменялся телефонный аппарат, причина кроется в самом шлюзе и его DSP процессоре. Собственно, на сколько хорошо тот DSP процессор и его код могут преобразовать RTP поток, который идет со стороны IP, со всеми проблемами задержек, jitter, потерь в аналоговый или цифровой сигнал синхронного потока и обратно будет зависеть качество голоса. Так же, очень важным фактором является функции шумоподавления, эхо-компенсации, контроля уровня сигнала, определения пауз и прочих, чисто голосовых, телефонных функций. Если раньше данный функционал возлагался полностью на телефонную станцию и всё это делалось в одном месте, то теперь это все делается на оконечных устройствах VoIP. И от качества DSP будет сильно зависеть качество голоса в вашей VoIP сети. Данный параметр при выборе скорее субъективный, но на практике пользователи его ощущают очень объективно.