ozon почему так называется
История Ozon.ru
С ама история создания Ozon.ru — крупнейшего в Рунете интернет-магазина — вызывает у меня какую-то беспричинную тоску. Готовясь к написанию статьи об Озоне, я еле сдерживал себя от слёз жалости, которые накатывались время от времени. По сути, это история о том, как человека послали настроить карбюратор, но не учли, что человек этот — настройщик роялей, в автомобилях не разбирается, легко путает капот с багажником, а слово «карбюратор» вообще услышал впервые.
Т ак же было и с появлением OZON: по всем меркам проект должен был благополучно развалиться через короткое время в силу пяти миллиардов разных причин. И всё-таки чудо случилось: из ничего, практически из одной голой идеи и какого-то ненормального оптимизма, был создан колоссальный интернет-магазин, о котором сегодня знают даже некоторые продвинутые сельские бабушки.
Н о давайте обо всём по порядку.
Зарождение OZON
Е сли вы не знаете Александра Егорова (на фото слева) и Дмитрия Рудакова (на фото справа), то это не страшно. Я тоже не знал до некоторых пор. Оказывается, именно этим людям в далёком 1997 году пришла в голову идея организовать книжный интернет-магазин, который приносил бы небольшой приварок к основному заработку. На тот момент деньги господа Рудаков и Егоров зарабатывали на иноземных клиентах, которые обращались в IT-компанию Reksoft, где основатели будущего Озона работали в то время.
К онечно, тогда понятия «IT» ещё не существовало: по сути, ребята зарабатывали тем, что делали кое-какие программные разработки для сторонних клиентов. А поскольку Рунет ещё только-только зарождался, практически все заказы были от иностранцев.
I T-дело шло довольно успешно, и как это часто бывает, появились кое-какие свободные средства, которые решено было срочно вложить в новое дело. Немного посовещавшись, компаньоны остановились на книжном интернет-магазине. Дело было новое и для них лично, и для всего Рунета вообще.
Е стественно, сразу возникла куча практически неразрешимых проблем. Началось с того, что непонятно было, как решить вопрос с оплатой товара. Только не смейтесь, но единичные на тот момент действующие интернет-магазины «продавали» товар следующим образом: вы что-то выбираете, а потом приходите по указанному адресу и платите наличными. Никаких электронных денег и баловства вроде пластиковых карт ещё не было. Как я уже неоднократно говорил, детство у Рунета было довольно суровое.
Е щё одна проблема — контентное наполнение проекта. Если с программной частью критических вопросов до поры не возникало, то создать описания для тысяч книг и видеокассет — это уже целая проблема. На счёт этого удалось договориться с издательством «Терра Фантастика», которое выделило людей на работу с буквами. Дело пошло.
К сожалению, пошло только до определённой поры. Озон стартовал в апреле 1998 года, а уже в конце лета грянул кризис. Если сама компания Reksoft ещё держалась на плаву (клиенты платили резко вздорожавшей валютой), то магазину пришлось гораздо хуже: в течение пары месяцев продажи вообще не велись. А тут ещё и новая беда: «Терра Фантастика» практически перестала помогать, поскольку по ней кризис ударил более чем изрядно.
Жизнь после кризиса
И всё же интернет-магазину Озон удалось устоять, чему немало способствовало то, что основатели постоянно трудились над программной частью и вводили всё новые технические примочки. К слову, именно в OZON была реализована одна из первых в Рунете систем оплаты покупок электронными картами. В общем, работа велась постоянно, хотя первое время обороты магазина были смехотворными.
П отом их заметили: в конце 1999 года в магазин решили вложить пару миллионов зелёных денег серьёзные ребята из инвестиционного фонда Baring Vostok Private Equity Fund. Часть суммы было решено вложить в телевизионную рекламу (неслыханное дело для интернет-проекта в XX веке), а остальное — в оптимизацию работы, развитие логистики, расширение ассортимента и т. д.
С приходом «нулевых» жизнь проекта забурлила. Правда, всё это давалось с огромным трудом и потерями: Озон известен тем, что в нём в своё время проработала целая уйма разных команд и высоких руководителей. Однажды магазин даже покинул в полном составе весь отдел контента. Но несмотря на все внутренние сложности, сайт рос и приносил прибыль.
В 2005 году на Озоне появились мобильные телефоны и электроника. В 2007 — товары для дома, одежда и семейные товары. В 2009 был создан дочерний проект OZON.travel, который продаёт билеты на самолёты и поезда. 2011 год вообще можно смело назвать пиком популярности Озона: на тот момент он уже обогнал всех своих конкурентов и колоссально расширил ассортимент. Магазин был признан лидером интернет-торговли в Рунете.
Жизнь после славы
У вы, даже гиганты иногда спотыкаются. Это случилось и с магазином OZON: бесконечная ротация кадров, потеря важных ключевых специалистов и «распыление» на слишком много направлений привели к большому раздутию штата. Естественно, где много штата — там бюрократия и лишние траты. Возникла ситуация, которая сохраняется и поныне: цены на товары в магазине зачастую выше, чем у менее крупных конкурентов. Став эдаким «гигантом» во всём, Озон проиграл сотни локальных мелких войн. На OZON, по слухам, есть даже живая вода, но если постараться, то в любом специализированном на чём-то конкретно магазине можно найти товары дешевле. Парадокс.
Е щё и неудачное вложение средств в покупку крупного обувного магазина Sapato вышло боком: купили дорого, а всё руководство магазина и ключевые работники взяли, да и ушли с проекта. Этим Озон лишь ослабил нишу, самостоятельно так и не сумев поднять обувной сектор на новую высоту и дав все козыри в руки главного конкурента — LaModa.
П оэтому к концу 2013 года Озон был уже не в той прекрасной форме, в какой находился ещё пару лет назад. Да, первый. Да, огромные объёмы и популярность. И всё-таки зона ответственности стала настолько огромной, что стало уже сложно удержать всё под контролем. Империя, в которой полно локальных очагов напряжённости.
С егодня сложно сказать, какое будущее ожидает проект. Во многом все зависит от того, в какую именно сторону будет развиваться магазин, и кто будет управлять его курсом. Пока же, несомненно одно: несмотря на все свои внутренние проблемы интернет-магазин OZON всё ещё невероятно популярен и финансово привлекателен. Надеюсь, не сдаст он своих позиций и в дальнейшем.
Поделиться ссылкой на эту страницу в:
Как появился Озон
На обложке нового номера “Афиши” изображен герой нерусского интернета Марк Цукерберг, но мы хотим вернуться к недавнему материалу “Афиши” про русский интернет. Этот материал оказался настолько эпическим, что не влез в номер целиком (журнал и так получился толще Стива Баллмера). В частности, туда не уместился результат общения одного из авторов “Цукерберг позвонит” (меня) с одним из основателей интернет-магазина “Озон” (Николаем Ютановым). Важный документ эпохи так и остался бы лежать в архивах никем не прочитанным, но “Афиша” разрешила «Цукерберг позвонит» спасти его, за что ей большое стартаперское спасибо.
OZON.ru. 9 апреля 1998
Книжное издательство Terra Fantastica и разработчик программного обеспечения
Reksoft совместно запускают интернет-магазин, быстро становящийся крупнейшим в
России. Позже обе компании продадут свои доли в бизнесе, но некоторые из первых
сотрудников продолжат работать в “Озоне”.
Николай Ютанов, один из основателей «Озона», исполнительный директор «Terra
Fantastica»
Отправной точкой стало наше знакомство с основателями компании Reksoft — Дмитрием Рудаковым и Александром Егоровым. Они любили фантастику, а мы ее издавали. Сначала Reksoft сделали нам сайт (по тем временам достаточно передовое событие), затем мы c их помощью открыли в интернете книжную лавочку “Под крылом у дракона”. Заказы пошли, хотя интернет-пользователей в России по самым оптимистичным подсчетам было не более двух миллионов человек, да и те по старинке привыкли покупать книги в обычном магазине. Именно тогда Рудаков предложил: “Давайте организуем большой сетевой магазин”. Название “Озон” было выбрано и по созвучию с известным всем Amazon, и по смыслу: когда появляется озон, становится легче дышать. Сначала его писали как “оЗон”, намекая на химическую формулу озона O3, даже одним из зарегистрированных доменов стал O3.ru.
Была создана новая компания, куда обе стороны вошли как партнеры, и Reksoft взял на себя разработку, а мы занялись «рекомендатором». Тогда на него был сделан основной упор: появилась целая команда редакторов, проделавшая грандиозную работу по представлению в сети книг и фильмов. Товары были разбиты на группы: книжная фантастика, кинофантастика, книжные детективы, кинобоевики. Была даже зона поэзии, которую вела поэтесса Татьяна Вольтская. Мы создали массу материалов о фильмах и книгах, вышедших в конце 90-х и начале 2000-х. Возникали виртуальные персонажи: имя одного из таких персонажей-авторов — Cat in Black — был взят его создателем Яной Ашмариной по следам очень популярного тогда фильма “Люди в черном”. Была сделана самая интересная вещь, по тем временам в рунете еще не присутствовавшая и, по большому счету, даже в Amazon недостаточно представленная — база авторов, актеров, режиссеров, издательств и прочих реалий и персоналий. База тех структур и людей, которые создавали книги и фильмы. Все это связывалось через информационное ядро системы, созданной на основе уникальной библиографической базы AdVerbum. Был сформирован большой штат оцифровщиков — это сейчас все данные о товаре можно получить в электронном виде еще до его выхода, а тогда выходные данные каждой книги вбивались в базу вручную.
Я к тому времени был уже более десяти лет был в издательском бизнесе, а он по сути представляет собой довольно узкую группу людей, хорошо знающих друг друга. Это был наш козырь: поскольку я в эту группу входил, просто договорился с издательством АСТ, которое уже в те времена занимало значимую нишу на книжном рынке. Изложил им идею, показал, убедил, они пошли навстречу и сделали нам уникальную книжную поставку: предоставили по одному экземпляру всех книг, находившихся на тот момент у них в продаже. Основу ассортимента “Озона” на первых порах составил именно этот набор, сотрудничество оказалось удачным, и “АСТ” до сих пор остаются партнерами магазина. Другие издательства, несмотря на новизну идеи, тоже достаточно быстро приняли идею электронной торговли.
Когда в августе 1998-го грянул дефолт, издательство Terra Fantastica, как работающее на российском рынке и в рублях, оказались в абсолютно невыгодном положении. А у Reksoft основные покупатели были в Европе, удержался на плаву. В какой-то момент капиталы компаний стали несоизмеримы, мы не смогли поддерживать проект и продали “Рексофту” свою долю. В течение года мы по соглашению с ним поддерживали работу редакционной группы, но уже в упрощенном варианте: основная часть персонала была распущена.
Теперь Озон представляет собой универсальный гипермаркет необъятного размера, где можно найти практически все. Но рекомендательная функция в том объеме, в котором она задумывалась, не реализована. Не реализована и функция сетевого сообщества: на заре проекта создавался круг постоянных пользователей – клуб “Стихия Озон”. Под его эгидой даже начали издавать дорогие иллюстрированные книги, предполагаемые к распространению только среди членов клуба. Но выйти успело только две.
Я считаю, что это была эпическая работа, изменившая психологию и систему деятельностей рунета, и потраченные на нее несколько лет моей жизни считаю потраченными не зря. Рубеж, преодоленный Озоном, открыл новым героям русскоязычной сети новые горизонты развития.
OZON.ru (ОЗОН.ру) — российский интернет-магазин. Магазин предлагает книги, музыкальную и видеопродукцию, электронику и цифровую технику, программные продукты и мультимедийные игры, товары для детей и их родителей, всё для дома, косметику, парфюмерию, подарки и ювелирные изделия, а также эксклюзивные антикварные издания. С 2009 года был запущен магазин путешествий OZON.travel, а в 2011 открыт новый раздел «Обувь». В феврале 2012 года компания приобрела Интернет-магазин Sapato.ru
Магазин ОЗОН.ру основан в 1998 году Санкт-Петербургской компанией «Reksoft» и издательством «Terra Fantastica» как торговый сервис для продажи книг и видео (VHS) через Интернет. Созданию магазина предшествовал запуск в октябре 1997 года интерактивной библиографической базы данных «AD VERBUM», на которой были отработаны способы представления информации и структуры баз данных. В начале 1998 года к «AD VERBUM» была добавлена также функциональность оформления заказа пользователем.
Решение о создании на паритетных началах полнопрофильного интернет-магазина было принято компаниями-учредителями в конце 1997 года. При этом компания «Reksoft» (генеральный директор Александр Егоров, технический директор Дмитрий Рудаков) взяла на себя создание и поддержку программного обеспечения и хостинг проекта, а «Terra Fantastica» (генеральный директор Николай Ютанов) — контент-поддержку сайта, обеспечение ассортимента и логистику.
Название магазина «Озон» было выбрано как «лёгкое слово», символизирующее «газ жизни», «легкий газ».
Сайт магазина начал работать и принял первые заказы 9 апреля 1998 года. Маркетинговое продвижение проекта в сети обеспечивал на правах партнёра интернет-портал «ИнфоАрт». В начале августа 1998 года была запущена партнёрская программа интернет-магазина, давшая серьёзный толчок для продвижения Ozon.ru через независимые интернет-ресурсы. Кроме того, OZON.ru был первым русскоязычным интернет-магазином, который предлагал пользователю существенное контент-сопровождение предлагаемых товаров (рецензии, обзоры, систему рекомендаций).
После дефолта 1998 года издательство «Terra Fantastica» не смогло продолжать участие в проекте и компания «Reksoft» выкупила его долю, став единственным владельцем OZON.ru. Быстрый рост оборота интернет-магазина осенью 1998 года вынудил компанию на ходу пересматривать использовавшиеся ранее принципы логистики, из-за чего на время перестройки и тестирования новой системы учёта и обработки заказов в октябре был приостановлен приём новых заказов (однако, продолжалась отгрузка ранее сделанных заказов). Несмотря на это, в ноябре был поставлен абсолютный рекорд по числу заказов и обороты сервиса (без учета стоимости доставки заказов) выросли до 200 тысяч рублей. В этот период функции директора проекта взял на себя Дмитрий Рудаков.
Рост оборотов интернет-магазина продолжился и в 1999 году. В апреле 1998 года был запущен сервис для авторизации кредитных карт при оформлении заказов, позже развитый в самостоятельный авторизационный сервис ASSIST. Были открыты новые торговые направления, в том числе продажа музыкальных записей на аудиокассетах и CD, а также видео на VideoCD и DVD. Информационная составляющая проекта была расширена новостной лентой, посвящёной событиям в мировой и российской культуре. Одновременно OZON.ru был выделен как самостоятельное юридическое лицо ООО «ОЗОН» с собственным генеральным директором, которым стал Геннадий Спирин.
Между OZON.ru и PPE-Групп (портфельная компания фонда Baring Vostok, специализировалась на эффективной логистике и торговле по каталогам) был подписан договор о создании совместной компании по торговле книгами по каталогу. Зимой 2002 года акционеры «Reksoft» продали свой пакет ru-Net holdings, с этого момента «Reksoft» занимался только сопровождением техбазы.
Зима 2012 года — продажа одежды.
В апреле 2013 года компания заменила существующую программы лояльности на новую «OZON Status» с тремя статусами для клиентов: серебряный, золотой, платиновый. В апреле 2013 года запущен первый локализованный сайт OZON в Казахстане, в августе 2013 года начал работу локализованный сайт в Латвии.
Как появилось название
Как появилось название
Проект активно развивался, а названия у него все не было. Маркетинговая смекалка подсказывала, что название должно каким-то образом перекликаться с Amazon.com, чтобы у посетителей сразу рождались нужные ассоциации. Тогда Дмитрий, так и сяк видоизменяя это слово, выкинул слог «ma», после чего получилось слово Azon, или «Азон», которое и решено было сделать названием проекта.
Но затем быстро выяснилось, что русскоязычные пользователи слово «Азон» не понимают. Они его пишут как «Озон» – вот так вполне понятно. Тогда разработчики поиграли с этим словом, нарисовали логотип как «о3он», и, хотя никто не мог объяснить, при чем тут санитарная зона (О3 зон), были зарегистрированы товарные знаки OZON.ru и «О3». (На самом деле O 3 – это просто химическая формула озона, однако так далеко уровень ассоциаций практически ни у кого не простирался: магические цифры вызова «скорой» 03 застили глаза…)
Также владельцами «Рексофта» под OZON.ru был зарегистрирован бесхозный на тот момент домен Amazon.ru, что позже породило массу слухов: мол, раз Amazon.ru ведет на OZON.ru, значит, это именно Amazon.com является создателем и владельцем OZON.ru.
Что интересно, поначалу название никому не нравилось. Кто-то, посмотрев в справочник, даже утверждал, что с подобным названием проект не выплывет, потому что, мол, озон – это ядовитый газ. Но другие участники проекта, занимающиеся книжной базой, тут же раскопали цитату из классиков, в которой говорилось, что в воздухе после грозы приятно запахло свежестью и озоном,[3] после чего решили, что это название будет символизировать бодрость морозного утра, радость солнечного дня и свежесть быстрой летней грозы. Опять-таки вспомнили, что озоновый слой защищает здоровье земных обитателей, так что с названием постепенно как-то все свыклись и менять его уже не думали.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Шаг 1. Название организации
Шаг 1. Название организации Согласно ГК РФ, любая коммерческая организация обязана иметь полное фирменное наименование на русском языке. Отнеситесь к выбору названия ответственно, чтобы потом у вас не возникло проблем при оформлении ООО, а также недоразумений в процессе
Шаг 1. Название акционерного общества
Шаг 1. Название акционерного общества Рекомендации по выбору названия организации те же, что и для ООО. Решение о наименовании ОАО или ЗАО должно приниматься на собрании
Название курорта – «зона дискомфорта»
Название курорта – «зона дискомфорта» В тренингах личностного роста присутствует экстрим, что привлекает туда немало любителей острых ощущений. Речь идет об искусственно созданных ситуациях, вызывающих сильную эмоциональную реакцию. В обычных условиях жизни подобный
Глава 18 День третий. Среда. Как назвать? Выбираем и тестируем название
Глава 18 День третий. Среда. Как назвать? Выбираем и тестируем название Эта глава исключена автором из бесплатной версии
Google, Mamba, Yahoo, Ozon – вы знаете, почему они так называются?
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Часто названия великих компаний рождаются из шутки, непонимания или орфографической ошибки
Почему главный поисковик планеты называется не Search.com? Ведь это очень коротко и ясно. Вообще кажется, что названия крупнейших интернет-компаний специально придумывались как шарады, которые без знания предыстории разгадать трудно. Возможно, причина в том, что большая их часть создавалась когда-то студентами или теми, кто только что получил свой диплом. Отсюда опечатки во время студенческих вечеринок, странные музыкальные пристрастия, игра слов и головоломные аббревиатуры. В общем, юношеские шалости, которые стали сейчас глобальными брендами.
Крупнейшая интернет-компания мира получила свое название. по ошибке. Поначалу поисковый движок, созданный Ларри Пэйджем и Сергеем Брином, назывался BackRab. Но в 1997 году они решили, что компании нужно другое имя. Мозговой штурм происходил в общаге Стэнфорда, где кроме создателей «гугла» находились другие студенты. Они пытались понять, какое название подойдет для инструмента, который может обрабатывать колоссальный, непредставимый объем информации. Ларри пришло на ум слово «googol» — неофициальный термин, обозначающий число со 100 нулями (в английском языке это обычно означает просто «офигительно много»). Присутствовавший на совещании студент Шон Андерсон сразу же забил слово в базе регистрации доменных имен, чтобы понять, свободен ли домен googol.com. Но то ли печатал Шон плохо, то ли мозговой штурм подкреплялся горячительными напитками. В общем, он напечатал «google.com».
Создатели Yahoo были типичными студиозусами, чьей культовой книжкой является The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy («Автостопом по галактике» в русском переводе). И свой первый продукт они назвали «David and Jerry’s Guide to the World Wide Web». Это был сборник ссылок на другие сайты, выстроенный в иерархическом порядке, чем он и отличался от, например, поисковиков. И когда в 1995 году потребовалось выбрать для компании какое-то более подходящее имя, выбор пал на «Yahoo» — слово, на стэнфордском жаргоне обозначавшее южанина-деревенщину (очевидно, от ковбойского крика «йахууу!»). Говорят, девушка Дэвида Фило частенько называла его так. Все так просто? Нет, не так просто. Не могли создатели компании «David and Jerry’s Guide to the World Wide Web» просто придумать нормальное короткое название. Слово «Yahoo» — это только аббревиатура полного названия. Итак, приготовьтесь. Yahoo — это Yet Another Hierarchical Officious Oracle. Что бы это ни значило.
История возникновения этого названия, пожалуй, известней других — благодаря нашумевшему фильму «Социальная сеть». Первый — хулиганский — проект Марка Цукерберга был основан как раз на лицах, фотографиях. Вытащив с сайта Гарвардского университета данные и изображения студентов, он создал сайт Facemash, на котором нужно было сравнивать студентов по привлекательности. Идея вызвала восторг многих студентов и гнев администрации. Цукерберга не отчислили, но он взялся за старое — на этот раз с проектом The Facebook. Считается, что это название пришло ему в голову благодаря справочнику «The Photo Address Book», который выдавали учащимся школы, которую окончил Марк. Школьники называли ее просто «The Facebook» — фотоальбом. Со временем артикль отвалился за ненадобностью.
На выбор названия социальной сети повлияло несколько факторов. Во-первых, в процессе создания «ВКонтакте» ее основатель Павел Дуров периодически фоном слушал различные дебаты на радиостанции «Эхо Москвы», где постоянно повторялась фраза «В полном контакте с информацией». Во-вторых, при рассмотрении вариантов названия для проекта Дуров искал вариант, который не будет ассоциировать сайт с какой-то определенной категорией людей — студентами, одноклассниками или пенсионерами. Вспомнилось слово «контакт» — с друзьями, однокурсниками и родственниками.