vesta cng что это такое
Lada Vesta CNG — первый легковой автомобиль на метане в отечественной истории
Когда Веста только появилась, все удивлялись — почему такой несоразмерный гипертрофированный лючок заправочной горловины? Ответ в этой записи.
Мне довелось по максимуму испытать первый серийный российский легковой автомобиль на метане.
Внешне ничто не отличает газовую Весту от обычной, все отличия скрыты в стандартном кузове типа «седан».
Универсалов пока нет, равно как и версий с автоматизированной коробкой АМТ. Надеюсь, что автоматы появятся, так как именно в городе наиболее ощутима топливная экономичность битопливного автомобиля. Но главная проблема эксплуатации метановой Весты вовсе не в трансмиссии, а в заправках.
О том, что инфраструктура не развита знает и сам завод, предлагая на страничке автомобиля карту заправок.
А с чего быть инфраструктуре, если в СССР на метане ездил спецтранспорт, а сейчас как правило автобусы?
Остается ждать, благо запас хода на бензине у метановой Весты тот же — бак 55 литров.
На ходу газовая Веста отличается от бензиновой незначительно — чуть мягче из-за большей массы благодаря газовому оборудованию, из-за него же медленнее на бензине, хотя мощность таже. А вот на газу изменения чувствуются сильнее, особенно отдача падает в самом низу — даже глох пару раз с непривычки.
В итоге было бы интереснее увидеть газа на новейшем 1.8, нежели на известном 1.6 — больший расход топлива компенсировался его дешевизной. Может и увидим такую версию.
Так что можно сказать по итогам тестов газовой версии?
Выбор метана это задел на будущее и Европу, но в нашей стране гораздо более распространен Пропан — надеюсь выход серийного автомобиля развернет вектор газовой инфраструктуры. Возлагаю надежду, что метановая Веста не окажется единственной газовой моделью у АвтоВАЗа и мы увидим другие модели с таким топливом.
Но особенно радует сколь велик потенциал базовой модели Lada Vesta — ожидаю, что ее развитие продолжится и будут новые и новые модификации!
Комментарии 343
Думаю Вам просто очень повезло, у Вас изначально мотор был хорошо высушен на заводе) А у некоторых бедолаг он от газа просто высыхает и рассыпается в труху))
«Выбор метана это задел на будущее и Европу.»
Контрабандный вывоз газа в Европу. )
Молодцы! В Московском регионе АГНКС позакрывали. Вот если бы развита была сеть заправок заинтересовался бы тогда. Экономия на топливе по сравнению с бензином в разы.
А как же Приора CNG? Она таки была первая у АвтоВАЗа.
Реализации через од не было, насколько я понял
Не был в деревне, но во множестве небольших городов впечатление благоприятное. Живут скромно, но приятно. В стиле жигули вместо соляриса и советский ремонт в квартире, зато зеленый двор и дорога куда угодно 15 минут
хорошая шутка. В городах маленьких понастроено все как зря. пробки сутками
Москва вообще бедная. Машины все кредитные, квартиры на последние деньги, дачи на чужие деньги.
Зарплаты маленькие. Экология ужасная.
Ужасный город.
Но картоху копать че то не хочется)
Если посчитать то даже тонна картохи по 30 рублей это 30 тысяч.
Ну нафиг)
Лопатами чтоли копают? Я уж совсем феодализм не беру в расчет. Ну пусть работает человек таксистом, что там, что там один труд. В москве 70 тыщ зарплата, в немоскве 25. Будет он лучше жить в столице?
ну если хата своя и жратву брать в той же «пятерочке», то разница кой-какая будет 🙂
а если съемное жилье — то все.
С чего это она своя, если ты понаехавший? Хата как раз и придумана, чтоб все уравнять
а чо, заработать и приобрести религия не позволяет? начнешь с окраины, и если не совсем долбоящер, переберешься поближе к цивилизации
К концу жизни расплатишься. Какая зарплата, 70? Сколько десятилетий выплачивать за конуру в муравенике?
а я хрен знает, что вы все в москвабад рветесь, покупать клоповники по цене дворцов
Ну ты ж начал рассказывать то
да, начал — а ты взял и закончил как тебе удобнее — в чем претензии, не пойму.
по мне так лучше жить в своей трешке в областном центре и с хорошим заработком, чем ютиться в коммуналке, пахать таксистом и жрать доширак, имея статус «ТипаМосквич»
Имея нормальные бабки, хата покупается без проблем. Пусть даже и не в молодости.
А не имея — так и получится — съемная конура, которая сожрет минимум половину заработка. Не считая других проблем, опять же ежемесячно в районку «заносить», чтоб с работы не поперли.
Без проблем покупается, это как? Однушка в советском доме 4 000 000, зарплата 70 000, на 30 минимум надо жить на дошираке. Ты не расплатишься никогда.
Можно жениться на толстухе и экономическим союзом выплачивать лет 30, только за чем рвались туда вообще?
вот и я не понимаю, нафига вы туда рветесь все дружно, если возможностей купить нет? 🙂
70 к зарплата таксиста, ок; 30 будет отдавать за съем хаты, еще десятку-полторы в жэс или куда там, чтоб пролонгировать «типапрописку», сколько остается?
а ну да, зато «москвич» 🙂
Без проблем покупается, это как? Однушка в советском доме 4 000 000, зарплата 70 000, на 30 минимум надо жить на дошираке. Ты не расплатишься никогда.
Можно жениться на толстухе и экономическим союзом выплачивать лет 30, только за чем рвались туда вообще?
Да че ты такой негативный то?
Ну плохо в москве. Что с того?
Может тебе просто лень впахивать? Поэтому и находишь оправдания?
Мол ии зп маленькая …
А вот живу я в деревне. Нужно мне дом построить. Или ту же хату купить 1 комнатную. Сколько я в деревне зарабатывать должен?
Или довольствоваться бесплатным солнцем?
Производительность у сельчан и, образование как ни крути ниже горожан. По тому и зп ниже вскорее селе. Былы бы сельчане умные, была бы в каждом селе москва.
Цена экономии. Подробный разбор «болячек» метановой Lada Vesta CNG
Несколько лет назад АвтоВАЗ запустил в продажу двухтопливные версии Lada Vesta и Largus, работающие на бензине и сжатом природном газе метане. С экономичностью все понятно, а как насчет надежности?
Прошивки и перестраховки
Символично: в ремонтной зоне – сразу две Lada Vesta CNG в традиционной ливрее Яндекс.Такси. Разумеется, они куплены в России, поскольку у нас официальных продаж метановых Lada нет и не было. А здесь они обслуживаются по той простой причине, что «ГазАвтоМонтаж» является дилером BRC – оборудование этой марки как раз и установлено на Lada.
– Вообще, сама Vesta сделана неплохо, мотор 1.6 хороший, – замечает инженер предприятия Василий Понамарчук, имея в виду в первую очередь надежность.
– Но СNG-версия ничем не отличается по «железу» от обычной. А ведь иностранные производители, как правило, делают специальные модификации под газ, вплоть до других материалов ГБЦ, поршневой группы.
– Это больше перестраховка на случай некорректной работы газобаллонного оборудования в аварийных режимах, с горящей лампой Check engine, когда топливо, например, не сгорает в цилиндрах, а догорает на выпуске, а в итоге страдают выпускные клапаны, седла, поршни и катализатор. Но это все-таки аварийная работа двигателя. А в режиме штатной эксплуатации вреда для него нет, наоборот, ресурс даже возрастает, соответственно нет необходимости менять материалы.
– То, что на метане машина «туповата», это также особенность прошивки из-за перестраховки? Или все дело в том, что, по заводским данным, на газовом топливе ввиду физико-химических свойств метана мощность снижается со 106 до 96 лошадиных сил?
– А вы знаете, что в заводской версии прошивки при работе двигателя свыше 2000 оборотов в минуту начинается замещение газа бензином – до 70 процентов? Как раз с целью перестраховаться в каких-то режимах, а также чтобы машина более бодро ехала. Понятно, что это приводит к дополнительному расходу бензина и снижает экономическую эффективность. А ведь машина и так на бензине заводится и первые минуты работает, переход на газ происходит при достижении температуры редуктора порядка +40 градусов. Так что бензин обязательно должен в баке быть, а зимой, когда время прогрева больше, еще и в достаточном количестве.
– Альтернативные прошивки имеются?
– Да, мы как раз при установке ГБО используем другой софт газового контроллера, который позволяет обходиться без добавки бензина. И это обеспечивает хорошую динамическую и топливно-экономическую отдачу от мотора при сохранении его ресурса и экологических норм.
Хочу отметить, что ситуация на рынке установщиков газового оборудования удручающая в плане качества монтажа и настройки оборудования. Оборудование на автомобиль просто «лепят» без учета требований безопасности и надежности. Отрегулировать газовый блок управления должным образом не могут, а чтобы клиент «не дурил голову» по поводу горящей лампы Check engine, плохой динамики, рывков автомобиля при разгоне, прошивают штатный бензиновый блок управления на так называемый класс Евро-0.
Для двигателя и катализатора это равносильно тому, как если бы зажать нос прищепкой, завязать глаза и отправить человека на ядовитое и травмоопасное производство. Вот отсюда и все вытекающие проблемы при эксплуатации автомобилей с неправильно работающим оборудованием – выход из строя каталитических нейтрализаторов, прогар клапанов и клапанных седел, поршней.
Газовое топливо помимо экономической пользы используется и с экологической позиции. Поэтому важно настроить газовое оборудование с учетом норм. Учитывая, что с завода автомобиль уже соответствовал высоким экологическим стандартам, отрегулировать его на изначально более экологичном газе для нас проще.
Нет необходимости в прошивке штатного бензинового блока управления какими-то “левыми” прошивками с Евро-5 на Евро-0 с изменением углов зажигания, стратегией так называемого «педаль-буста», исключением опроса датчика детонации при обнаружении пропусков зажигания, отключением датчиков кислорода до и после катализатора. Нами вносятся изменения в топливные карты именно штатного газового блока, который лишь преобразует сигналы бензиновых форсунок для впрыска газа уже непосредственно через отдельные газовые форсунки.
Синие, желтые, оранжевые
– Газобаллонное оборудование на Vesta CNG можно считать универсальным?
– Да, и в принципе его можно видеть на автомобилях разных марок, ведь компоненты BRC используются в метановых версиях Fiat, Mercedes, KIA, Hyundai, Subaru, на отдельных моделях VAG-группы и т.д. Те же форсунки разделены на несколько групп по производительности под разную мощность двигателя – на это указывает маркировка цветом: синий, желтый, оранжевый.
– Двигатель у «Весты» не очень мощный, поэтому с запасом туда подходят форсунки с синей маркировкой. Такие же будут ставить и на другие компактные модели самых разных марок, – говорит Василий и в качестве примера показывает брендированный Smart – в ожидании весны крохотный кабриолет «зимует» на станции.
Его моторчик также оснащен газобаллонным оборудованием BRC: отлично видны те же «синие» форсунки.
– Мы занимаемся обслуживанием и ремонтом всех этих систем, в том числе и заводских, так что для нас метановая Vesta не представляется чем-то особенным, это же оборудование мы видим и на других автомобилях, – продолжает Василий. – А проблемы на Vesta CNG чаще всего возникают из-за несвоевременного технического обслуживания и отчасти вызваны не совсем удачными компоновочными решениями, которые применены на заводской версии этой модели.
С размещением погорячились
Здесь стоит объяснить, что подразумевается под заводской версией. Vesta CNG появилась в результате сотрудничества АвтоВАЗа с компанией «Альтернативные топливные системы» (АТС). Последняя и занимается установкой газобаллонного оборудования на автомобили, поставляемые заводом. То есть внедрение ГБО происходит не в процессе конвейерного производства, а уже на готовом автомобиле. Отсюда и свои конструктивные и компоновочные особенности – некоторые из них наш эксперт не может назвать удачными.
Например, по сравнению с бензиновой версией багажник метановой «Весты» вдвое меньше и лишен возможности трансформации. А все потому, что ближе к спинке дивана разместился 90-литровый металлокомпозитный баллон Sinoma (Китай).
– Мы используем другую компоновку: размещаем два баллона из легированной стали по 40 литров каждый в нише запасного колеса. В итоге заправочный объем практически тот же, но багажник не страдает. Да, в нем придется возить «запаску», но лучше так, чем занимающий половину пространства баллон, – объясняет Василий.
Корпус газового фильтра и редуктор расположены у моторного щита, и такое размещение этих узлов наш собеседник считает неудачным:
– Редуктор и фильтр оказываются рядом с горячим выпускным коллектором, поэтому подвержены воздействию высоких температур. Из-за этого в редукторе быстрее выходят из строя мембраны, резиновые уплотнения и т.д. В итоге срок его службы сокращается примерно до 200 тысяч километров, а ведь обычно этот узел служит гораздо дольше. Редуктор неремонтопригоден, его стоимость порядка 600 евро. Кроме того, из-за высокой температуры быстрее старятся шланги, подающие антифриз для подогрева редуктора. Со временем они растрескиваются, появляются течи. Именно по этой причине мы на «Весте» фильтр и редуктор размещаем в левом переднем углу моторного отсека, под аккумулятором – там проблем с температурным режимом нет, да и нельзя сказать, что там больше грязи.
«Газовый» блок управления на «заводской» версии стоит за левой фарой, из-за чего менять лампы в ней неудобно. Мы устанавливаем его рядом с штатным ЭБУ, там он ничему не мешает.
От вибраций со временем ломается кронштейн, на котором держатся газовые форсунки. Из-за этого они падают на вентилятор системы охлаждения – достается и вентилятору, и проводке. Взамен ставим кронштейн из легированной стали.
А если устанавливаем оборудование сами, то используем принципиально другой кронштейн, который крепим к блоку, а не к коллектору – так получается надежнее.
К чему приводит экономия владельцев
Вернемся к топливному фильтру, который установлен после редуктора, перед форсунками. Один его внешний вид на одной из машин говорит о многом. Но куда важнее, в каком состоянии сам сменный элемент. На вопрос, когда последний раз менялся фильтр, пригнавший машину наемный водитель равнодушно пожимает плечами.
Фильтр установлен как раз для того, чтобы исключить попадание масла в газовые форсунки, не пропускать его к форсункам (механические примеси отсеивает фильтр грубой очистки, установленный после баллона). Если газовый фильтр паровой фазы долго не менять, он со своей работой не справляется, маслянистая субстанция добирается до форсунок и выводит их из строя. Как на этой машине.
Одна форсунка, которая при соблюдении межсервисного интервала способна прослужить и полмиллиона километров, стоит порядка 60 евро. Фильтр – 20 рублей, и его достаточно менять раз в 10 тыс. км. Казалось бы, очевидно, что выгоднее в перспективе. Однако не все владельцы столь дальновидны. А затем, когда сталкиваются с проблемами, пытаются решить их самым дешевым способом.
– Неоднократно нами замечены безуспешные попытки замены штатных форсунок на дешевые аналоги – это вообще «жесть». Тип форсунки в зависимости от ее характеристик – производительности, быстродействия, сопротивления и индуктивности – прописывается в блоке управления впрыска газа. Невозможно добиться корректной работы оборудования без внесения этих изменений. Состав смеси будет неправильным, загорится «чек» по бедной или богатой смеси, появятся пропуски зажигания, оплавится катализатор, прогорят клапаны. И чтобы об этом владельца не предупреждала лампа “проверь двигатель”, газовые сервисы прошивают бензиновый блок управления с целью исключения опроса наличия пропусков зажигания, анализа состава топливной смеси, – говорит специалист.
Да давай же, поджигай!
Метан самовоспламеняется при температуре +650 градусов, бензин – при +275, так что для стабильной работы двигателя требуется надежная система зажигания. И здесь у Vesta CNG есть проблема.
– По заводу стоят обычные дешевые свечи, которые не могут должным образом поджечь топливо. А пропуски зажигания выводят из строя индивидуальные катушки зажигания, со временем могут погубить и катализатор. Если использовать иридиевые свечи, то они хоть и стоят заметно дороже, но ходят 100 тысяч километров, катушки зажигания от них не страдают.
Если сразу не перейти на хорошие свечи, то «родные» со временем прошивают дорожки на наконечниках, после чего даже их замена принципиально проблему не решает: теперь уже поврежденные наконечники начинают быстро выводить из строя даже хорошие свечи (как на фото).
В этом случае придется менять и свечи, и наконечники, но они съемные только на лицензионных катушках, в то время как заводские – цельные, что увеличивает цену замены, – рассказывает Василий.
Как на заказ перед нами Vesta с пробегом чуть более 300 тыс. км, приехавшая на ремонт, потому что двигатель вдруг стал троить на метане, система автоматически перешла на бензин, но и на нем иногда мотор подтраивает, на газ не переключается.
Свечи и катушки (две еще «родные», две уже лицензионных) проверяются под компрессией давлением на соответствующем оборудовании. И это как раз тот случай, когда сами по себе эти компоненты хорошие, но они уже «уложены» из-за наконечников.
Заодно проверяется и компрессия в цилиндрах – в одном она явно больше, чем в остальных.
– Скорее всего, это «масляная компрессия»: кольца залегают, коксуются, масло подбрасывается под них, вот и обеспечивают большую компрессию, – объясняет инженер.
Что делать с двигателем дальше, будет решать клиент. Было бы неплохо произвести раскоксовку двигателя, но как минимум придется заменить свечи и наконечники, а то и сами катушки.
Наш вердикт
У заботливого владельца, который не будет пытаться экономить на обслуживании, проблем с ГБО не будет очень долго, особенно если он сразу заменит простенькие штатные свечи на иридиевые, а вместо хлипкого заводского кронштейна форсунок поставит усиленный. Если оборудование работает корректно, за ресурс двигателя и его основных узлов можно не опасаться. А вот если «троит, не едет», с этим лучше на затягивать. Хотя, как показывает практика, даже в роли не особо обласканного вниманием автомобиля-такси метановая Vesta CNG способна преодолеть не одну сотню тысяч километров, а это о многом говорит.